«Ветер крепчает» – это последнее анимационный фильм всемирно признанного мастера Хаяо Миядзаки, после которого он должен уйти на покой. Все ждали от него, чего-то особенного. И дождались.
Нет, новых горизонтов, конечно, он не открывает. Аниме создано в старом добром стиле, который любителям творчества Миядзаки хорошо знаком. Да и тема – одна из излюбленных. Небо. Самолеты. Облака. В центре повествования – фигура знаменитого японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, спроектировавшего, в частности, истребитель Mitsubishi A6M Zero, который использовался японцами во Второй мировой войне.
Кстати, некоторые критики поспешили упрекнуть режиссера, что он прославляет конструктора самолетов, использовавшихся союзниками нацистской Германии. Не знаю, наверное, они просто невнимательно фильм смотрели, ведь Миядзаки там устами нескольких персонажей выражает свое неприятие войны вообще и фашизма в частности, так же, как и использование самолетов в военных целях. Он относится к ним как к искусству и показывает трагедию Дзиро, чьи творения против его воли используются для разрушения и убийств. Недаром ведь источником вдохновения для Миядзаки стала фраза конструктора: «Всё, чем я хотел заниматься, — это делать что-то прекрасное».
Но к прекрасному нужно еще пробиться. А когда вроде бы поймал мечту, понимаешь, что её нужно еще удержать, что ой как непросто… Да и название мультфильма намекает на борьбу с трудностями. Оно взято из стихотворения Поля Валери, где есть такие строки: «Крепчает ветер! Значит, жить старайся!» И на самом деле, вся жизнь Дзиро – это череда испытаний, которые одно за другим налегают на него с силой урагана. И чтобы пережить их, ему снова и снова приходится призывать на помощь всё свое мужество и не сдаваться.
Поначалу я думал, что это аниме будет похоже на другую работу Миядзаки об самолетах и войне – «Порко Россо». И так как последняя меня не впечатлила, мне думалось, что и эта драма в декорациях реальной истории, затронет меня меньше, чем его «фирменные» волшебные истории. Тем не менее, рад признать, что я ошибался. Мастер спел свою «лебединую песнь». И мир стал чуть-чуть лучше.
Анатолий ЗАХВАТКИН