О ты, что в горести напрасно
На Бога ропщешь, человек,
Внимай, коль в ревности ужасно
Он к Иову из тучи рек!
Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая
И гласом громы прерывая,
Словами небо колебал
И ТАК ЕГО НА РАСПРЮ ЗВАЛ:
Господь позвал Иова на распрю.
Бог Сам, первый спросил нечистого: «…обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова» (1:8)? Не спроси Господь, утренняя планёрка в Вышних Сферах прошла бы по обычному графику.
И сразу откровение и странная подробность – оказывается, сатана подотчётен («И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана» (1:6). Никаких автономий и пробегов по клумбам. В чём тогда смысл Люциферового бунта, если даже в самоволке дезертир обязан являться на общие построения?
С предателями вообще проблема. Бунтари ненадёжны, ополовинены и одно колено их всегда припадает в сторону сюзерена: Иуда лезет с поцелуями, Брут блестит глазками, Курбский заваливает письмами, Власов «любит» Родину.
Другое же, второе колено предателя тоже не для любимой подагры, а для яростного удара под дых тому, кто остался верен.
Неверность всегда не верна. Преданность своей стойкостью это подчёркивает, оставляя Измену без иллюзий и самооправданий. Оттого по горизонтали не Сюзерен, а Преданность первый, наилютейший враг Неверности.
Сатана ненавидел Иова жесточайше. Иов прямо на глазах доказывал, что любить Бога можно и в горностае. Люцифер и сам когда-то ходил в шелках, но ему показалось, что его обделили. Как во Свете, среди миллиарда оттенков белого могло что-то показаться — непонятно? Хрустальная мушка что ли в глаз попала? Исключено! – Херувим — существо огненное с территорией плавления три галактики на подлёте.
Тогда что?
Разве может Полнота, высшая степень насыщенности, обнаружить изъян или захотеть большего? Солнце летит ли за кометой, чтобы сильнее разогреться? Переливающийся через край стакан просит ли добавки? «Пушечное ядро» хочет ли перестать быть Джеки Чаном?
Но Люцифер захотел, и имея миллиард причин не бросать дозор, подался в мародёры. Иов же напротив, каждый день имея сотни причин согрешить, монументом застыл на посту.
И это Иовово самурайство бесило нечистого, искажало общую хаосную панораму и портило зверский аппетит. Люцифер, как и всякий предатель, не верил, что Верность без корысти в принципе возможна («…разве даром богобоязнен Иов» (1:9): Нет Касьяна без изъяна! Чесани Барса разок, найдешь волчьей шерсти клок! — скрипел чёрный мозг. — Весь вопрос в цене. Добавь к сотне тысячу причин взбунтоваться и мемориальный святоша рассыплется.
И снова нечистый расшиб рога о свои же грабли: Иов служил Богу не за числа, не за приписанные нули, не за их количество и не за их отсутствие. Потому что когда нули в одночасье слетели, Иов остался твёрдой несгибаемой единицей (…»наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (1:21).
— Но и единица — делимая частица. — не унимался чёрный счетовод — Всё решает простая дробь. Иовов кол нужно разрубить делящей двойкой, места разлома заткнуть солью, день-другой переждать и обе малые части душа и тело как миленькие взвоют единым хулящим дуэтом («… кожа за кожу, а за жизнь свою человек отдаст всё, что есть у него» (2:4).
И опять алхимик дал маху. Душа Иова оказалась не «малой частью», а его тело не одной второй существа. Не там, не в исчислительной плоскости скрывался секрет Иововой Цельности, и нечистому на «горьких» примерах Божьих Барсов — Авеля, Еноха, Ноя, Авраама — давно надо было бы убедиться, что ни числа, ни суммы, ни блага, ни годы, ни ближние, ни дальние, ни они сами, ни даже Благословение или отсутствие оного — НИЧТО не может погасить Любовь их к БОГУ их.
Божьи Барсы всегда ЛЮБИЛИ БОГА своего.
А БОГ Любил Барсов своих.
А любить, значит, ВЛОЖИТЬ, ВЫДОХНУТЬ себя в Объект своей любви.
Господь сотворил мир сей и первочеловека Словом Уст Своих. Христос был явленным Словом Божьим, Вложением, Оплатой спасения, Его Персонифицированным ВЫДОХОМ.
ОБМЕН ВЫДОХАМИ — вот что такое настоящая Любовь!
И Выдох нельзя разделить, нельзя отменить, придушить подушкой, он всё равно и после смерти найдёт свой исход.
Выдох не делим, но его можно увеличить, предварительно вдохнув полной грудью.
И снова догадка — уж не потому ли Люцифер пал, что задержал дыхание и не отдал свой первый осознанный Выдох Богу? Вполне возможно, так как даже Ангелы осмысленно любят Господа. Не сразу, не в момент сотворения Небесные Посланники выговаривают Богу пламенные души свои. Видимо Господь, как земной, так и Горний Мир творил совершенным и предрасположенным, но не законченным и автоматизированным.
Кстати, Иуда тоже рядом со Христом три года замирал. Всё прикидывал — вложиться или нет. В отличие от Петра, который по делу и без бросался на ручки. От того и предательство Петра не Выдох, а всего лишь простительный испуг.
Но Иов всегда дышал ровно и был согрет теплом Божьего дыхания. Он слышал Бога, знал голос Его и шёл за Ним. Обмен выдохами у Иова и Господа творился регулярно. Из этого-то взаимного Общения и родилась земля Уц, трубно провозглашённая в начале 1-ой и 29-ой глав\.
«Горел светильник над главой моей,
И я во тьме ходил при свете,
Таким я был в начале дней,
Шатёр стоял, играли дети,
Скала елей ручьём сочила,
Текла молочная река,
Торговец проезжал не мимо,
Шелк прибывал издалека…»
…Земля Уц у Бога числилась заповедной зоной, на территории которой охота на Иова и ближних его была строго ЗАПРЕЩЕНА. И нечистый это прекрасно знал, знал, что любого беса за оградой ждал свой Ангел, любого гада свой ёж, таракана — соловей! (…Не Ты ли кругом оградил его (1:10)
О да! Иов был Резервацией! Он был князем Божьим в силе и славе, Барсом, чистокровным духовным ирбисом держащим одним собой весь ареал обитания! («…ибо нет такого, как он, на земле» (1:8)
Интересно, сколько квадратных километров Иов охватывал? Уверен — много! Достаточно прикинуть территорию активных и отдыхающих пастбищ для его многочисленного скота, коттеджи и прилежащие хутора десятерых детей, узоры жертвенников изобильно расставленных по каждому благодарственному случаю, зигзаги молитвенных дорог, караулу Ангелов по сторонам света.
Но не только это.
Есть ещё и опосредованное расширение. Книга Иова это Ветхозаветный Шекспир, и самый богатый словарный запас именно у Иова. То есть, чтобы описать 42-ух главную фантасмагорию потребовалось множество слов, самых изысканных оборотов, семантических форм и вдвое, вчетверо, вшестеро больше резервных грамматических групп – слова, они ведь, как плечевые акробаты, на вершину пирамиды вскакивают лишь самые ловкие гимнасты.
Поэзия — та же добыча радия,
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради,
Тысячи тонн словесной руды
Что означает, применительно к Иову, «граммовая добыча» и «тонны словесной руды»? Это значит, что Господь, вдохновляя автора книги, ПОДБИРАЛ СЛОВА, проводил жёсткий кастинг и, скорее всего, да не может быть сомнений, — ИЗОБРЕТАЛ СЛОВА НОВЫЕ.
А новые слова это всегда расширение смыслового пространства. Словам, новым словам нужно ПРОСТРАНСТВО!
Сколько нужно места слову-телеграмме? — одна строка. Матерному слову? — три штакетных доски. Слову-протоколу — пол листа А-4.
Какая же «обширность безмерных мест» нужна слову, которое ПОДБИРАЛ САМ БОГ?
Где был ты, как передо мною
Бесчисленны тьмы новых звезд,
Моей возжженных вдруг рукою
В обширности безмерных мест,
Мое величество вещали;
Когда от солнца воссияли
Повсюду новые лучи,
Когда взошла луна в ночи?
Но зачем? Для чего Богу нужен был квантовый грамматический скачок текста Иова?
А для чего Карамзин при лучине двести лет назад выдумывал для нас новые русские слова «влюблённость», «утончённость», «человечный», «трогательный», «моральный»?
Для чего Бетховен исполняя «Патетическую сонату» намеренно уходил от клавесинной манеры исполнения в фортепианный стиль?
Для чего Гауди, вознося в каталонское небо «Искупительный храм Святого Семейства», нарушал геометрически правильные пространства?
Только для одного — чтобы ВЗОРВАТЬ И ВЫРАЗИТЬ!
Взорвать закостеневшее и выразить нарождающееся.
…Обширные пастбища были у Божьего Ирбиса и солнце полным спектром улыбалось ему.
И снова озарение — на самом ли деле Господь со всех сторон закрыл Эдемский Сад? Или мы просто поставлены в угол? Стоящий в углу лишь один угол и видит. Но угол тоже часть комнаты, и никто не запрещал нам развернуться, протереть заплаканные глаза и узреть, что всё кроме клина двух стен есть уходящие в Вечность серпантины Его Вселенных!
Отсюда практический вывод — если хочешь открыть бездну звёзд полную, расширить сознание, сдать сессию, воспламенить детскую фантазию, долго жить или просто понять БГ — читай книгу Иова! Читай один, читай с детьми, читай церковью — ЧИТАЙ!
Но вернёмся к Господу.
Бесспорно Сам Господь начал фантасмагорию, снял карантин, допустил браконьера в заповедник, дал истерзать Барса, но зачем, чего Господь хотел достичь, ведь Он чего-то добивался?
Доказать нечистому и всему Духовному миру, что его Барс на самом деле белоснежный? — Да. Но не это главное.
Испытать, закалить, переплавить? — Несомненно, Иов стал лучше.
На фоне страдальца показать зашоренность поверхностного Богоискания? — Возможно. Побочный результат.
Есть ещё!
Чему посвящены последние главы книги с 38-й по 41-ю?
И гласом громы прерывая,
Словами небо колебал
И так его на распрю звал…
Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ…
Последние главы посвящены Божьему Монологу, или Божьему Выступлению. То есть, Господь вышел на вселенскую сцену перед Иовом (друзья Иова тут не при чём), чтобы что-то Рассказать, Поведать, Поделиться, чтобы ПОГОВОРИТЬ В ПОЛНУЮ ГРУДЬ!!!
Да, поговорить в полную грудь, что тут такого? Не только же человеку пожизненно душу Богу изливать. Раз в тысячелетие Бог Своим суверенным волеизъявлением ЖЕЛАЕТ, чтобы человек помолчал, а Он при свете грозных софитов ОТКРЫЛ ДЕРЖАВНЫЕ УСТА.
Нет слов…
Ужасно…
Неописуемо…
Поразительно!
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!
Но почему ГОСПОДУ ТАК ВАЖНО ОТКРЫТЬСЯ человеку, да и всему человечеству, а в лице Иова Господь именно обратился ко всему человечеству? Почему Он нас «покрытых тьмою», » затерянных в Его безмерной разности» букашек, счёл способными, а главное ДОСТОЙНЫМИ ЕГО ТОРЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ?
Да потому что не только мы Его подобия, но и Сам Господь очеловечен, и Он, нет, в превознесённом, трансцендентном смысле, конечно, не нуждается в нас, но в человечном отношении ЖЕЛАЕТ НАШЕГО ОБЩЕСТВА!
И Он хочет назвать нас «Своими друзьями» (Ин 15:15), взывает — «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мтф 26:38), просит — «дай Мне пить» (Ин 4:7), доверяет — «се, Матерь твоя» (Ин 19:27)
БОГ очеловечен.
Он Сын Давидов.
Он Плоть и Дух.
Он БОГ и Человек.
Оставаясь БОГОМ Триединым и Присносущным.
…Иов знал Бога. Всегда ходил с Богом своим. На всяком месте изливал Ему душу свою («…может быть сыновья мои согрешили» (1:5)
Однажды и БОГ захотел Иову ИЗЛИТЬ СВОЮ ДУШУ — («Я буду спрашивать тебя…» (38:3).
Но почему Господу нужно было Иова «стреножить», почему было недостаточно просто в одну из летних грозовых ночей взволновать дух Иова, Позвать Барса Своего в молитвенные поля и там «сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая» излить «накипевшее»?
Не знаю…
Почему Господь от Авраама потребовал Морию?
Почему несчастный Иаков за двадцать лет разлуки так и не получил от Иосифа ни одного письма, ведь была возможность?
Почему Моисей не вошёл в Землю Обетованную?
Почему Господь, зная сердце Савла, допустил быть Его гонителем?
Почему Иов был срезан под корень?
Почему? Почему? Почему?
«Слава Божия — облекать тайною дело,
слава царей — исследовать дело»..
слава Территории Йети — ИДТИ ПО СЛЕДУ.
С уважением Бомбадил.
В статье использованы поэтические фрагменты:
«Оды выбранной из Иова» М.В. Ломоносова
«Поэзии» В. Маяковского.
авторской оды «На 29-ую главу Иова» .