Сегодня многие предлагают заняться сетевым бизнесом. Идея достаточно проста. Ты начинаешь продавать что-то кому-то. Потом ты находишь человека, который тоже хочет продавать твои товары за небольшой процент. Чем больше сеть людей, работающих на тебя, тем больше твой доход. Мечта любого дилера – расширить свою сеть настолько, чтобы просто получать свой доход. О том, как развивать свое дело, как продать свой товар, даже если его не хотят купить, написано множество книг. В ход идет все: от обаяния и улыбки по Дэйлу Карнеги, до продвинутых техник манипуляции (НЛП — нейролингвистическое программирование – набор техник и приемов, позволяющий добиться согласия собеседника). Новички мечтают о том времени, когда они будут если не на вершине пирамиды (обычно она к тому времени бывает уже занята), то хотя бы к ней поближе. Этих людей можно встретить везде. Кто-то предлагает книги и кассеты на вокзале или на остановке, другие продают косметику, хозяйственные средства или посуду. Но смысл всегда один и тот же. Все это называется сетевой маркетинг, или MLM (multi level marketing — многоуровневый маркетинг). Обычно в руководствах для продавцов указывается, что нужно уметь произвести хорошее впечатление на покупателя, заставить его поверить вам, полюбить ваш товар и купить его. Все сводится к тому, чтобы человек купил то, что ты ему продаешь.
Тема церковного роста волнует всегда. Мы говорим об этом, читаем книги об этом, молимся об этом. И кажется, что это именно то, что нам нужно. Нам нужно узнать технологию наполнения церкви, и тогда мы окажем Царю Небесному огромную услугу, наполнив церкви людьми. Читаем о развитии лидерства, посещаем семинары, организуем курсы, проводим занятия, надеясь на то, что все наши проблемы будут решены, если люди постигнут 21 закон руководства, или 17 законов работы команды, или 26 принципов роста церкви. Я ни в коем случае не хочу умалить авторов, написавших эти книги, или их идеи, изложенные в этих книгах. Но в то же время я думаю, что не это приведет наши церкви к росту. Если мы посмотрим, с чего начинались все пробуждения церкви, то увидим, что ни одно из них не произошло благодаря какому-либо семинару по лидерству. Пробуждения начинались, когда люди объединялись в молитве и были готовы отдать все, лишь бы Бог спас их семьи, их города. Иисус строит Свою Церковь не на технологиях, а на взаимоотношениях – людей с Богом и друг с другом. Если у нас нет взаимоотношений, мы немногим отличаемся от продавцов, мечтающих продать свой товар и подняться по карьерной лестнице. Каким-то образом телега оказывается впереди лошади – технологии впереди взаимоотношений; стратегии – впереди молитвы, планерки – впереди изучения Библии; а выходя с собрания, мы пытаемся «продать» свою стратегию, воплотить свое видение, передать свои откровения. Конечно же, мы верим в то, что это от Бога, и хотим, чтобы все наши идеи служили расширению Его Царства.
Но давайте заглянем в книгу Деяний.
Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.(Книга Деяний глава 2 стихи 44-47).
Что могло удержать людей вместе? Не правила и постановления, не церковная дисциплина и решения совета корпуса, не страх наказания и отлучения. Только отношения – открытые, наполненные любовью, заботой, поддержкой и ободрением – способны соединить людей. Только взаимоотношения с Богом способны удержать нас от искушения, и только взаимоотношения с людьми могут удержать нас в церкви. Бог не относится к нам как к потенциальным клиентам, которым Он может продать хорошую жизнь. Но он видит в нас Своих любимых детей, с которыми он хочет общаться, радоваться, плакать, проходить через сложности и, в конце концов, разделить с нами вечность. Это то, чего ни один продавец вам не предложит. Он не предложит остаться с вами, ведь ему надо идти дальше и продавать. Но Иисус приходит и остается с нами. Он не переходит от одного к другому. Он всегда пребывает с каждым.
К сожалению, бывает так, что мы смотрим на людей только как на потенциальных прихожан, которые могут прийти к нам, участвовать в наших программах, давать десятину и пожертвования, и, если повезет, они станут членами церкви, лидерами будут вести программы. И что дальше? Они приведут больше людей в церковь. Очень похоже на MLM. Мы видим в людях потенциальных клиентов наших центров, проектов, объектов распространения помощи и, в конце концов, цифры в статистике, сколько и чего было роздано, предоставлено и проведено. Мы примеряем одну идею за другой, пишем различные положения, разрабатываем стратегии, но зачастую это выглядит просто как игры в песочнице, в то время как реальная жизнь протекает рядом и не имеет ничего общего с детской площадкой.
Рост церкви – это дело Божье. Он создал Церковь, и Он будет ее взращивать. Бог прилагал спасаемых к церкви, и Он делает это и сейчас. А что же тогда делать нам? Быть с людьми, развивать отношения, проводить с ними время, праздновать и печалиться, помогать проходить сложные времена и быть рядом, когда они сталкиваются с горем, болезнью или смертью. Ведь это именно то, что делал Иисус. Программы и проекты – не более чем инструмент, который может помочь нам построить отношения с большим количеством людей. Если же они не помогают строить отношения, в них нет смысла. В конце концов, есть социальные службы, скорая помощь, больницы и пр., которые призваны помогать людям, спасать их, выручать, охранять. Но только община верующих в Христа вводит одиноких в дом, даёт надежду отчаявшимся, утешение скорбящим. И тогда люди придут в церковь, они будут служить, славить Бога, помогать нуждающимся. Церковь будет наполнена жизнью и любовью, будет городом, стоящим на вершине горы.
Без сомнения, нам нужно развивать лидерство, нам нужны образованные люди, способные вести за собой, доносить видение и разрабатывать стратегии. Нам нужны профессионалы в социальной сфере, способные реально служить людям с разного рода зависимостями, людям, пораженным грехами и пороками этого мира. Нам нужны квалифицированные работники, чтобы наше служение было максимально эффективным и могло охватить как можно больше людей. Мы нуждаемся в проповедниках и учителях, способных объяснять истину Евангелия разным группам людей. Все это очень нужно сегодняшней Церкви. Но, прежде всего, нам нужны отношения. Иначе мы будем не более чем торговцами, предлагающими свои товары. А люди сегодня уже устали от навязчивой рекламы и назойливых продавцов, которые на каждом шагу пытаются им продать то, что им не очень нужно.
Вадим ХУРИН