Вот и подошла к концу эпопея знаменитого мальчика-волшебника. Закончилась книга, которая в некотором смысле ознаменовала целую эпоху. Книга, вернувшая детям интерес к чтению. Наконец, книга, вызвавшая множество дискуссий в мире взрослых. Так получилось, что наиболее ожесточенные споры вокруг неё велись в христианских кругах. Воистину, мальчик в очках принес многим верующим «не мир, но меч».
Что же послужило причиной этому? Действительно ли эта книга создавалась под влиянием оккультизма и сатанизма? Почему она пользуется такой популярностью? И самый главный вопрос — опасна ли она для подрастающего поколения? Попробуем разобраться.
С чего всё началось?
15 августа 2000 года английский юмористический журнал “The Onion” опубликовал, казалось бы, безобидную сатирическую статью, в которой приводились высказывания детей, якобы заинтересовавшихся магией благодаря книгам о Гарри Поттере. Среди них, например, такие абсурдные, как: «Иисус умер, потому что был слабаком и глупцом», «Я хочу научиться заклятию Круциатус, чтобы заставить моего учителя по физике страдать за то, что поставил мне двойку» и так далие. В той же статье приводится часто цитируемое просатанистское заявление Джоан Роулинг, а также сообщение некоего первосвященника Эгана из Первой церкви сатаны о том, что благодаря книгам о Гарри Поттере к ним сейчас присоединяется множество новых адептов.
Теперь автор раскаивается в том, что написал такую пародию, и его можно понять. Но кто же мог предположить, что статью в юмористическом журнале многие взрослые воспримут всерьёз? Хотя… если вспомнить гонения христиан на рок-музыку, которая объявлялась априори орудием сатаны, можно сделать неутешительный вывод: история учит тому, что она ничему не учит…
Многие взрослые в качестве аргумента против чтения этих книг говорят, что дети могут не отличить вымысел от действительности. Но, судя по всему, беспокоиться нужно не за детей, а за взрослых.
Ложные обвинения
И не только из-за их неумения отличать вымысел от реальности. Очень часто обвинения, которые они выставляют против Гарри Поттера, не выдерживают никакой критики. Не знаю, в чем тут причина: в плохом знании материала или в его сознательном искажении. В первом случае мы имеем дело с непроверенными обвинениями, против которых предостерегал ещё закон Моисеев, во втором (что гораздо хуже) – с клеветой.
Например, почуяв в книге оккультный привкус, некоторые «христиане» поспешили заявить, что “Алекс Кроули, мировой вождь сатанистов, высочайше оценил этот цикл повестей”, забывая при этом, что тот умер в 1947 году, за 50 лет до появления этих книг.
Приводя в пример сцены действительно мерзких ритуалов (типа воскрешения главного злодея Вольдеморта), критики почему-то заключают: “В этом главная опасность книг Роулинг – они представляют зло в занимательном для детей виде”. Но как может быть “занимательно” то, что и в самом деле и мерзко, и страшно, то, против чего писательница всеми художественными средствами протестует? Как можно говорить, что такие сцены травмируют психику ребёнка, одновременно утверждая, что эти же сцены привлекают его к чёрной магии? Не логичнее ли воспринимать такие эпизоды как прививку от зла?
Некоторые обличители написали, что в этих книгах «мальчик-волшебник борется со священниками с помощью магии и духов». Опять же, достаточно даже бегло пролистать книгу, чтобы увидеть, что в ней нет ни одного священника. Впрочем, это еще цветочки — Американская Коалиция «В Защиту Традиционных Ценностей» утверждает, что Гарри, кроме всего прочего, «продвигает гомосексуальность и аборты».
Многие встревоженные родители упоминают неких детей, отравившихся в результате приготовления зелий или разбившихся при попытках взлететь на метле. Да, есть в этой сказке и заклинания, и рецепты зелий. Но, во-первых, все ингредиенты снадобий являются вымышленными (лично мне неизвестно ни одно волшебное растение, упомянутое в книге, где их найти – совсем непонятно), а во-вторых, они действуют лишь при наличии “волшебной палочки”. А для изготовления “палочки” нужны то перо феникса, то рог единорога.… Любой ребёнок поймёт, что это не те ингредиенты, которые можно купить в магазине, а значит, ему остаётся играть “понарошку”, используя вместо волшебной палочки карандаш. Рецепты волшебства из книг Роулинг использовать нельзя. Так что напрасно пугать, будто «в этих книгах читатель найдёт множество ценнейших советов по магии». Ни один из этих рецептов ничуть не более технологичен и эффективен, чем любой другой сказочный рецепт.
Одним из главных обвинений, предъявляемых Гарри Поттеру, является его непослушание. Мальчик якобы ради своего удовольствия постоянно нарушает правила, установленные начальством, и с лёгким сердцем лжёт, чтобы избежать наказания. Неизвестно, откуда критики берут это – в книге я не нашёл ни одного такого эпизода. Но особенно грустно то, что критики видят христианский идеал в образе послушного ребенка. Потому что это не так. Что же является главным в христианской этике?
Евангельские ценности в «Гарри Поттере»
Это, конечно же, любовь — во-первых, к Богу, а во-вторых, к человеку. Про Бога в сказках Роулинг ничего не говорится, но постоянно (как и во всех сказках) идет речь о борьбе добра и зла. И тут герою предстоит сделать выбор — пойти на компромисс с Вольдемортом в надежде сохранить свою жизнь или продолжать сражаться за правду, каждый миг рискуя быть убитым. Гарри делает этот выбор, когда говорит: «Я никогда не перейду к силам зла»! Когда же он испугается, что по своим способностям очень похож на Вольдеморта, профессор Дамблдор справедливо заметит, что «человек – это не свойство характера, а сделанный им выбор». То есть, не наследственные качества делают человека плохим или хорошим, и даже не окружающая среда, а его выбор. Гарри не уподобляется Вольдеморту не потому, что он «пай-мальчик» — он не всегда сдержан, иногда подвержен гневу, бывает слишком самонадеян, – а потому, что между выгодным и нравственным решением всегда избирает нравственное.
Но даже тогда, когда он нарушает правила, он делает это для того, чтобы помочь друзьям в минуту смертельной опасности, а ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Вольдеморт стоит ниже этого нравственного принципа, поэтому автор и говорит, что «его нежелание понимать то, что есть вещи гораздо хуже, чем смерть, всегда было его самой большой слабостью». Но самое главное, что во всех книгах Гарри, проходя через смертельные испытания, побеждает не за счет своих умений или особого дара: как метко отмечает Джон Грейнджер в своей книге «Поиски Бога в «Гарри Поттере», каждый раз ему помогает либо кто-либо, символизирующий Христа, либо сила любви и верности нравственным идеалам. И в этом мы можем извлечь для себя важный урок. Вспомните, как ученики спросили Иисуса: «Кто же может спастись?» Книги Роулинг повторяют ответ Христа: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Они учат нас делать то, что в наших силах, а остальное предать в руки Господа.
В книгах Роулинг заданы правильные нравственные ориентиры и честно сказано о цене, которую человек платит за право быть смелым, честным и добрым. По словам христианской писательницы Ольги Чигиринской, книги про Гарри Поттера – это зеркало, где свет евангельской доброты отражен как скромное сияние человеческой порядочности. Необязательно, что эти книги приведут людей к Богу, но они могут смягчить каменистую почву сердец современной молодежи и, тем самым, подготовить их к слышанию Евангелия. И если эта цель будет достигнута, труд писательницы окажется ненапрасным.
Анатолий ЗАХВАТКИН