В середине августа 2007г. в Петербурге после реконструкции открылся Благовещенский мост, больше известный нам под названием моста лейтенанта Шмидта.
12 ноября 1850 г. в Санкт-Петербурге открылся первый постоянный мост через Неву, построенный по проекту инж. С.И.Кербендза и арх. А.П.Брюллова, который внес свой вклад в оформление перил моста, украсив их символикой водной стихии: трезубцем Нептуна, раковиной и двумя гиппокампами. Мост освещался газовыми фонарями в виде колонн коринфского ордера, поставленных на пьедестал (по проекту инженера Д. Цветкова).
В те времена этот мост был самым длинным в Европе (300 м). Чугунное арочное сооружение имело восемь пролётов. Разводным в то время был пролет у правого берега.
Своё название Благовещенский мост получил от Благовещенской церкви Конногвардейского полка, построенной одновременно с мостом по проекту арх. Константина Тона, и площади, на которой она располагалась (ныне пл. Труда). Для того чтобы сформировать эту площадь, была пущена в трубу часть Крюкова канала, доходящего тогда до Невы.
В 1854 году, через 4 года после открытия, на въезде на мост со стороны Васильевского острова у разводного пролета установили часовню (по проекту арх. А.И.Штакеншнейдера) в честь святого Николая-Чудотворца — покровителя моряков. А после смерти императора Николая I, в 1855 г., мост переименовали в Николаевский, и так он назывался вплоть до 1918 года.
В 1918 году мосту было присвоено имя лейтенанта П.П.Шмидта — руководителя севастопольского восстания 1905 года.
В 1929 г. Благовещенская церковь и часовня были снесены, так как мешали трамвайному движению (которое, впрочем, сейчас в том районе уже отсутствует).
Мост перестраивали в 1939 г. Чугунные арки заменили стальными трехпролетными балочными цельносварными конструкциями. Расширили проезжую часть. Разводным сделали центральный пролёт моста. Но причиной перестройки стал не износ моста, а изменившиеся условия судоходства на Неве. И опять мост был уникален тем, что был самым крупным (для предвоенных лет) сварным. В целях экономии средств и времени использовались подводные части старых опор.
В 2007 году, после масштабной реконструкции, затронувшей на этот раз и опоры, мост стал шире, были убраны трамвайные пути и было возвращено историческое название –Благовещенский.
В музее Истории города на Английской набережной, в одном из залов, из которого виден мост с обновлёнными пролётами, открылась выставка, на которой можно увидеть проектные документы, фотографии, фрагменты первоначального моста.
Екатерина КОВАЛЕВА
Названия
1843 — 12 ноября 1850 года — Невский мост (проектное название)
12 ноября 1850 года — 1855 год— Благовещенский мост
1855 год — 1918 год — Николаевский мост
1918 год — 14 августа 2007 года — мост Лейтенанта Шмидта
с 14 августа 2007 года — Благовещенский мост