Итальянский специалист по средневековой культуре, литературовед и лингвист Умберто Эко до 1980 г. был известен в основном только в ученой среде. Всё изменилось после выхода его первого и до сих пор наиболее популярного романа «Имя розы», который является очень удачным переложением его научных идей на художественный язык.
Надо сказать, что роман многослоен, поэтому каждый может найти в нем что-нибудь интересное для себя.
Первый, наиболее заметный пласт романа, – детективный. Действие романа происходит в средневековом монастыре, куда для расследования преступления приезжает монах-францисканец Вильгельм Баскервильский со своим помощником – послушником Адсоном (не правда ли, кого-то эти имена нам напоминают?). С помощью философского мышления и логических умозаключений главный герой пытается распутать клубок зловещих тайн аббатства. Тем не менее, развитие сюжета опровергает наши ожидания: перед нами вовсе не гениальный сыщик, виртуозно справляющийся со всеми сложностями, с которыми он сталкивается.
Поэтому имеет смысл обратить внимание на исторический пласт. И действительно, писателю удается очень точно и в увлекательной форме показать нам реалии того времени. Точно указано время действия (1327 г.), выведены некоторые реальные исторические лица, показана борьба папской курии с монахами-францисканцами с одной стороны, и с еретическими сектами с другой. В обоих случаях причиной для столкновения является тезис о бедности Христа, который папство пытается оспорить. Поначалу, глядя на то, как официальная церковь погрязла в накоплении сокровищ, призыв к бедности, который выдвигают её противники, кажется вполне справедливым. Но наблюдая за грязными спорами, в которых каждая сторона пытается доказать свою правоту любыми способами, начинаешь понимать, что это всё — второстепенное, а главное в христианстве — любовь — обе стороны оставили. Эту мысль автор вкладывает в ироническое замечание одного монаха после такой потасовки: «Несомненно, с тех пор, как появились нищенские ордена, христианский дух изрядно возвеличился».
Ещё одна, на мой взгляд, наиболее интересная тема, на которую высказывается Эко – мир догм. Мир, где запрещен свободный творческий поиск. Мир, где все правила давным-давно установлены, и лучшее, что может сделать человек, – это хранить их в памяти и следовать им, не покушаясь на эту строгую и выверенную гармонию. Интересно и отношение рядового человека к этой системе. Сегодня он снаружи, и поэтому готов штурмовать эту крепость, а завтра, оказавшись внутри, он приложит все усилия, чтобы защитить ее от посягательств извне. Как тут не вспомнить высказывание о том, что всякая власть развращает?
Единственным средством борьбы против системы догм является смех, который связан с творческим миром, где люди не боятся идти к новым рубежам, неизбежно ставя некоторые прежние истины под сомнения. Этот путь свободного познания защитники старой системы называют «неприличным пустословием» и кощунством. «Смех – это слабость, гнилость и распущенность нашей плоти». Отчего такая ненависть к смеху? Людям, живущим в мире без любви, нечем воздействовать на сердца других людей, кроме как страхом; смех же может уничтожить страх и ввергнуть всё мироздание в хаос. Эко называет средневековье «детством» современной культуры. Поэтому неудивительно, что даже в современном мире можно встретить такую позицию. Истина, в которой запрещено сомневаться, рождает фанатизм. Мир без смеха, вера без иронии – это не только идеал средневекового аскетизма, но и программа современного тоталитаризма. Автор высказывает свои соображения по поводу этих идей через уста главного героя: «Дьявол — это не победа плоти. Дьявол — это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что он всегда знает, куда он придет, и куда бы ни шел — он всегда приходит туда, откуда вышел».
Эта книга поразительно актуальна для любых культур и периодов истории, ведь её цель – победить страх, подвергнув его анализу, как дети побеждают страхи, зажигая в комнате свет. А значит… fiat lux!
Анатолий ЗАХВАТКИН