Однажды я показала знакомому священнику выложенную в соцсети песню Семена Слепакова «Люба – звезда ютюба». Выражение лица пастыря становилось все более загадочным. Дослушав юмористический опус до конца, он поднял на меня глаза и я почувствовала себя «подругой Людой», которая выложила все, о чем говорится в песне, в этот самый ютюб, и приготовилась к привычному вопросу: «Раскаиваешься ли ты во всем, о чем только что рассказала?»
Публикуя статьи о различных явлениях современной культуры, я не раз сталкивалась с тем, что многие христиане не только не смотрят, не слушают и не читают того, что весьма популярно среди их ровесников (определим этот возраст загадочным «16+») – в конце концов, это вопрос вкуса и воспитания, – но и не задумываются, почему явления подобного рода, вне зависимости от того, какой знак мы к ним приставим, столь востребованы. И что еще более важно, о том, какие вопросы ставит перед нами, христианами, общество.
Вернусь к песне про Любу. Хорошо понятная любому представителю офисного планктона ситуация. Корпоратив. Одинокая бухгалтер не рассчитала предельно допустимую дозу алкоголя и начала вести себя странно. Выкрутасы пьяной женщины засняла на телефон ее сослуживица и ничтоже сумняшеся выложила на ютюб. Забавная запись привлекла внимание миллиона пользователей. И бедная Люба, окруженная «народной любовью», вынуждена была отправиться за полярный круг, где нет Интернета и, соответственно, никто не будет показывать на нее пальцем. Песня смешная, как застольный анекдот…
Эта женщина, обретшая счастье за полярным кругом, вызывает не только смех, но и жалость. И еще ее история – призыв к нам, верующим, внимательнее относится к тому, что мы делаем. Скорее всего, никто не выложит на ютюб то, как мы кричим на своих детей. Никто не увидит, как мы старательно спим в метро, когда в вагон входит пожилая или беременная женщина. Никто не будет снимать на айфон, как мы посылаем кому-то вслед несколько «доброжелательных» выражений. Наши чувства пресыщены информацией и многие вещи стали восприниматься как само собой разумеющееся. Сейчас мало что значит общественное мнение, если оно не подкреплено склокой в Интернете. Да и другой человек, даже сидящий на соседней скамье в церкви, может восприниматься всего лишь как очередной френд из соцсети.
Почему я зацепилась именно за песни Слепакова? Наверное, потому что его творчество отчасти можно назвать «энциклопедией русской жизни», пусть и в рамках крупных мегаполисов. Его персонажи узнаваемы, их можно встретить на лестничной клетке, в метро или магазине. Они в большинстве своем представляют тот самый средний класс. Средний не только в смысле достатка, а в смысле средней статистичности.
Да и сам Слепаков, кандидат экономических наук, доигравшийся в КВН до продюсирования юмористических программ, фигура интересная и неоднозначная. Его иногда сравнивают с Высоцким. Не берусь судить о правильности таких параллелей. Обращу внимание только на то, что кумир семидесятых, казавшийся нашим родителям глотком свободы, был алкоголиком и наркоманом, что не отменяет его гениальности как актера и барда. Кумир же фанатов Комеди Клаба ведет здоровый образ жизни, много работает и для многих является воплощением современной мечты о реализовавшем себя человеке, достигшем успеха, денег и вообще всего. На первый взгляд кажется, что его не интересуют глубинные метания души. Это вам не Высоцкий! Впрочем, современный ритм жизни и не подразумевает вдумчивого прослушивания, свойственного семидесятым. Слепаков говорит о любви, семейном счастье, уважении друг к другу и еще куче важных вещей языком современных офисных работников, многие из которых за непрестанным зарабатыванием денег и желанием достойной жизни уже просто не видят света Божьего, как в прямом, так и в переносном смысле.
Пример тому песня «Каждую пятницу» про сотрудника офиса, который пьет все выходные напролет, а в понедельник он «огурцом». Конечно, среди христиан такого не встретишь! А среди друзей и знакомых? А почему он пьет на самом деле?
Психолог скажет про кризис среднего возраста, кризис идентичности, страх неизвестности и так далее. Взгляд верующего легко разглядит здесь самую тривиальную тоску по Любви. «Менеджер самого среднего звена» не открыл ничего нового. В его жизни просто нет смысла и… Может ли его верующий сосед рассказать ему об этом Смысле? А хочет ли?
Другая песня с непотребным названием, повествующая о том, как Аня Кузнецова отчаянно полнеет. Ей хочется простого женского счастья, любви, семьи… А неуклонно растущая полнота мешает.
Бедной девушке не помогает даже поездка в Тибет. И только когда ей удается по-другому посмотреть на жизнь, рядом с ней оказывается парень, готовый ее полюбить со всеми ее недостатками.
Думаю, у каждой женщины есть такая знакомая Аня Кузнецова. Но ведь и ее страдания, и комплекс неполноценности, связанные с обширностью фигуры, – это тот же поиск. И грустно, что жизнь тех христианок, которые рядом с ней, не стала для нее свидетельством того, что счастье не в фигуре, а в той радости, которая наполняет жизнь верующего человека.
И еще о двух песнях. Они в принципе похожи и посвящены семейным отношениям. Одна – от имени мужа, недавно купившего жене автомобиль. Вторая – от имени мужа, застрявшего в многочасовой пробке и вынужденного на закате тяжелой трудовой недели выслушивать бесконечные жалобы и пожелания жены.
Интересно, что и в первом, и во втором случае мужья не затевают семейную ссору, не опускаются до того, чтобы резать жене правду-матку в глаза. Это усталый внутренний диалог, который заканчивается … признанием в любви.
В церкви часто говорится о взаимоуважении, доверии супругов друг другу, о взаимном дарении, победе над эгоизмом. И вот мы сталкиваемся с этим во вполне себе светских песнях. В них нет натянутой романтики – только голая правда современной жизни… И любовь. Самая простая. Ради которой муж готов проглотить свои претензии и обиды, разочарования и усталость.
Наверное, жизнь двух семейных пар, описанных в песнях Слепакова, стала бы более полной, приди они в церковь. Но посмотрим, насколько они типичны, сколько таких семей среди наших друзей и знакомых. И зададим себе вопрос: являет ли моя семья свидетельством красоты супружеских отношений? Можем ли мы преодолеть ворчание и сразу сказать о любви? Готовы ли мы промолчать или «пойти без шапки на мороз»?
Да, большинство христиан не смотрит такие записи и не слушает подобные песни. Наверное, это говорит о нашей высокой духовности. Но куда важнее, чтобы мы услышали призыв к свидетельству, который спрятан в этих песнях.
Анна ГОЛЬДИНА