Восемь лет назад легенда украинской христианской сцены Константин Косячков покинул пределы постсовка, переехав на ПМЖ в Канаду. С тех пор мы мало что о нем слышали. Ходили упорные слухи, что он завязал с творчеством, впал в лжеучение и живет по пособие. Об этом и о многом другом Константин рассказал нам в интервью.
Недавно ты презентовал клип на новую песню «Бродский». В чем суть этой песни. Почему в ней фигурируют Бродский и Высоцкий?
Иосиф Бродский считал, что все барды — несложившиеся поэты. Тем не менее, среди этих «недоучек» был один человек, который “если бы отбросил гитару, мог бы стать поэтом”. Этим человеком, по мнению Бродского, был Высоцкий. Потом, в будущем, Высоцкий часто вспоминал и гордился этим комплиментом от Бродского. Бродский был последним гениальным русским поэтом, а Высоцкий — первым русским рок- музыкантом. Эта связь поколений меня очень вдохновила, а «пророчество» Бродского о Высоцком напомнило слова Иоанна Крестителя об Иисусе, которые стали основой припева песни: “Вот, за ним идет другой”. Меня очень вдохновила идея того, что в каждой эпохе, даже в темные времена вроде 60-х и 70-х при всей строгости Советской системы, могли рождаться и трудиться пророки своего века. Я хотел включить в песню еще и Цоя, но в стихах не смог его увязать, не “клеился” он как-то.
В свое время я участвовал в Оранжевой Революции, но уже через несколько лет она принесла разочарование. Мы верили в большие и быстрые перемены для Украины, но, как выяснилось, политика не может решить духовные вопросы. Рассуждения на эту тему проходят через всю первую часть песни «Бродский», начиная с первой же строчки. «Нам не победить в этой войне… бросят своих (друзей), лягут (каждый) в свою (землю)».
Словами «посмотрите, кто вернулся домой» я не хотел сказать, что Бродский и Высоцкий идут на небо — у меня нет библейского обоснования верить в то, что кто-то может спастись благодаря своим песням и стихам. Говоря “домой”, я подразумевал «Родину» в традиционном для русской литературы смысле слова — место, где человек чувствует свою принадлежность и важность, место, где душа находит покой и удовлетворение. Несмотря на то, что ни Бродский, ни Высоцкий не называли себя христианами, я верю в силу ценностей, которые они подсознательно несли. Бог может использовать любой дар, особенно в темные времена. Не служа Христу, оба поэта несли ценности, приближенные к христианским.
Ну и третий момент — идея миграции. Многие люди иммигрировали из Советского Союза, но они по-прежнему продолжают в нем жить. Бродский же, напротив, иммигрировал из страны примерно через пятнадцать лет после своей “внутренней?” эмиграции, эмиграции на духовном уровне. Он был утрированно аполитичным человека и вообще не интересовался тем, что происходит в Союзе. Даже когда его судили за тунеядство, он не хотел защищать себя. Он был классическим русским поэтом — не от мира сего.
Клип снят в Нью-Йорке, почему не в Торонто?
Нью-Йорк — это не просто город. Это образ, бренд и целая философия. Город является убежищем авантюристов, художников, артистов и бродяг. Нигде в мире нет города, в котором было бы такое разнообразие красок и культур. Это культурный центр мира, который давно обошел по своему значению Лондон и Париж. Неудивительно, что герой песни, Бродский, жил в Нью-Йорке. Он даже Нобелевскую премию получил как уже признанный нью-йоркский писатель.
Клип появился благодаря Игорю Шипицыну, который в конце прошлого года получил долгосрочную визу в США. Продюсер песни, Сергей Попович, которого многие помнят благодаря участию в известной в свое время киевской группе «Раббота Хо», уже давно живет в Бруклине. Мы все любим Нью-Йорк.
После альбома «Стрела» ты восемь лет ничего не выпускал. Что стало причиной молчания?
Когда ты эмигрируешь, то все начинаешь с нуля. В Канаде никому не было интересно, что я делал раньше. С момента переезда и до релиза клипа «Бродский» моя востребованность в Канаде как артиста была равна нулю. Однако это не стало для меня неожиданностью. Именно на такой сценарий я и рассчитывал, будучи полностью готовым на иммигрантские подвиги. Уж очень я хотел жить в Северной? Америке.
В иммиграции я понял, что не могу заниматься творчеством в одиночку. Творчество без компании оказалось для меня занятием неинтересным и потому бесплодным. Я почувствовал, что мне нужна реакция на мое творчество. Среди русских я не нашел близких по духу музыкантов и потому пытался наладить творческие связи с канадцами. Я познакомился с церковью «Торонто Аэропорт», где даже вел прославление. Однако в какой-то момент я почувствовал себя участником конкурса, соревнуясь с музыкантами, которые уже изначально куда более квалифицированы вести прославление, чем я. Я увидел, что в традиционном североамериканском прославлении те специфические дары, которые Бог вкладывал в меня два предыдущих десятилетия, не востребованы. Поэтому через пару лет я ушел из прославления церкви Аэропорт. Может, я был и не прав, но мне почему-то не хотелось участвовать в «забегах».
Есть ли перспективы у христианской группы, которая переезжает в Канаду, скажем, из Киева или Москвы? Могут ли они продолжать заниматься там творческой деятельностью и надеяться на успех?
Придется соревноваться с теми, у кого изначально больше шансов на успех. Исключение составляют те, кто доказал свою уникальность как артист. Например, Gogol Bordello нашли свою нишу в цыганском панке. Христианская команда Everfound, которая попала в Billboard 200, возможно, достигла успеха благодаря тому, что вся группа состоит из родных братьев, а в христианской Америке семейные ценности очень приветствуются. В любом случае, чтобы доказать свою нужность, придется очень постараться. Я очень надеюсь, что «Бродский» даст мне шанс собраться с силами и начать делать что-то совершенно новое.
Но ведь песня на русском?
Я надеюсь сделать английскую версию «Бродского» с нью-йоркской группой «Goodswan», которой уже удавалось доносить традиционно «русские» ценности англоязычному слушателю благодаря удачному римэйку Гребенщикова «The Art Of Being Humble» и Коллежского Асессора «Crep-de-chine Machine». Если не получится сделать это с «Goodswans» или с «Бродским», я не сдамся. В конце концов, мы живем в Северной Америке и, так или иначе, идем по стопам Бродского и даже Достоевского, стараясь преподнести русскую христианскую традицию людям, которые никогда раньше с ней культурно не соприкасались.
Ты ездил как миссионер и музыкант в Индию и вообще объездил чуть ли не полмира. Планируешь ли ты в дальнейшем ездить с концертами?
Я жил несколько месяцев в Лондоне, много ездил по Европе. По Сибири поездил, посетил Индию. Все это расширило мой взгляд на мир, способствовало желанию выехать из Украины и стать человеком планеты — об этом я делился в фильме Стаса Матвиенко «Человек Планеты». Но потом я переехал в Канаду, и со временем меня перестали куда-либо звать. Я не был против поездок, но спрос на меня до недавнего времени был небольшим. За восемь лет иммиграции я лишь дважды съездил на «Вифлеемскую звезду» в Москву, разок в церковь «Виноградник» в Крыму и сделал два небольших тура с Джоном Краудером. Заменой музыкальному творчеству для меня стала работа с детьми в качестве преподавателя младших классов, а также иммигрантский интернет-проект iRodina. Теперь в связи с возвращением на традиционный для музыканта творческий путь я надеюсь начать ездить с концертами.
Я думаю многих, включая меня, интересуют вопросы о приколах с «курением Духа Святого», которые ты демонстрировал на 22TV и не только там. Многие ролики, которые ты размещаешь в Youtube, приводят некоторых верующих, прямо скажем, в шок. Как бы ты объяснил свою позицию?
Во-первых, я думаю, что многие люди относятся к моим видео слишком серьезно. Я же снимаю их или участвую в них, как правило, только лишь для того, чтобы запечатлеть эмоции и переживания, которые в тот момент испытываю. В этих видео все происходит спонтанно, и я часто говорю или делаю то, что и повторить-то потом трудно. Это не обязательно даже проявления Духа Святого, хотя, честно говоря, у меня при съемках всегда появляется чувство, что Богу очень нравится то, что я делаю.
Во-вторых, каждый такой «прикол» обычно имеет свою предысторию, свой контекст, в котором он имеет значение. Когда такие видео смотрят люди, не знающие этого контекста и не понимающие причины, по которым мы ведем себя так или иначе, они могут легко соблазниться. Выражаясь словами Павла, они начинают «судить нашу свободу своей совестью», мерить нас своими мерилами, не учитывая того, что у нас может быть совершенно разный опыт, как жизненный, так и в отношениях с Богом.
Так вот, возвращаясь к «курению Духа», надо сказать, что у этого прикола есть очень занимательная предыстория — контекст, в котором этот прикол родился. Джон Краудер, служение которого меня интересует уже ряд лет, очень много путешествует. Однажды он проезжал границу между Палестиной и Израилем. Два автобуса «речных» христиан во главе с Джоном Краудером и Беном Данном ехали в весьма опасное место. Пограничники с израильской стороны так и сказали им на пропускном пункте: «Ребята, вы сумасшедшие. Вы хоть понимаете, что вы едете на свой страх и риск, и никто вам не обеспечит там безопасность? Если вы не вернетесь оттуда живыми, это будет целиком и полностью на вашей ответственности». А на территории Палестины на всю группу сошел Дух Святой — мой друг Алекс Козловский был свидетелем всего этого, потому что сам ехал в этом автобусе. Весь автобус окутал святой смех, тот смех, который вы себе можете представить, когда речь идет о христианах-речниках. Они до такой степени начали, так сказать, угорать, что некоторые миссионеры соблазнились и попросили пересадить их во второй автобус. Когда Данн и Краудер вышли из автобуса на остановке, к ним навстречу выбежали палестинские уличные торговцы, которые продавали христианским паломникам фигурки младенца Иисуса, вырезанные как попало и покрашенные настолько безобразно, что напоминали монстров. Вдруг Бен Данн начал истерически смеяться над видом фигурок, и, схватив одну из них, стал имитировать курение.
Вначале это был просто прикол, который подхватил Краудер и его друзья. А потом, благодаря Youtube, «курение Духа» стало чуть ли не визитной карточкой Краудера, привлекая к нему внимание тех, кто уже был «в теме» до этого. Многие совершенно оправданно увидели в Краудере продолжателя традиций «пьянства» в Духе Святом, знакомого им по пробуждению в Лейкленде и Торонто Аэропорт.
А что занесло Краудера и его команду в Палестину?
Эти ребята сами по себе очень отчаянные в проповеди Евангелия. Бен Данн, к примеру, бегал по улицам и кричал «Иисус вас любит!» Его могли убить за это, но он был до такой степени «обкуренным» Духом Святым, что ему было «море по колено». У них был переводчик по имени Джихад Рамадан, и первые слова, которые он им выдал при встрече вместо «здрасьте», звучали так: «Я — ваш переводчик, и я вас всех ненавижу». Это ненависть была навеяна антиамериканскими настроениями, типичными для этой местности. Однако со временем она пошла на убыль, а потом и вовсе сменилась любовью, когда на следующий год Джон и Бен приехали в Палестину специально ради Джихада. На этот раз он встретил их как членов семьи, познакомил их со всеми своими многочисленными родственниками, которые принимали их в домах, стены которых были увешены портретами «мучеников», погибших в терактах, а также радикальных исламских лидеров.
Все, что Краудеру и Данну оставалось делать в этих экстремальных условиях, так это надеяться на Господа и прикалываться, ведь иначе они могли бы просто сойти с ума, постоянно опасаясь за свою жизнь. Возможно, именно чувство юмора помогло ребятам остаться в живых. Возможно, приколы типа «курить Иисуса» (Иисус наш наркотик) и «Божья водка» (мы упиваемся не алкоголем, а Богом) помогали им в ситуациях, когда их жизни находились в опасности, и им приходилось выбирать между тем, чтобы либо сходить с ума от страха, либо «становиться безумными во Христе».
Однако самым известным приколом Краудера стала Иеговахуана, когда вместо марихуаны они как бы «курили» Бога. Прикол узкого круга, так сказать. Я и сам подхватил этот прикол. Именно тогда многие решили, что я сошел с ума. Кстати, этот прикол уже как пару лет перестал быть актуальным, и сегодня Краудер вообще так не шутит. Он стал снимать видеоучения, в которых выглядит как типичный речной, а иногда и харизматический проповедник. Тем ни менее, старые видео пугают многих, и его не принимают даже «ближайшие родственники» по речному пробуждению — представители движения Торонто Аэропорт. Интересно, что отвергают Краудера во многом из-за формы проповеди, которой он и сам уже не придерживается.
Но ты же сам снял ряд видео в духе приколов Краудера, которые смутили немало людей?
То, что меня начали ассоциировать с Краудером, получилось случайно. Четыре года назад, когда я впервые побывал на конференции Краудера, я вернулся домой, в экстазе схватил свой недорогой лэптоп — мое единственное на тот момент записывающее средство — и снял несколько ужасных по качеству видеороликов, в основном про то, как «надо упиваться вином в Духе». В тот момент я не только не мог объяснить мое состояние словами, но и в принципе не хотел никому ничего доказывать. Другими словами, я абсолютно не был заинтересован в том, чтобы быть понятым. Эти видео были понятны только тем, кто уже был в теме, для остальных же то, что я говорил, и то, как себя вел, показалось сумасшествием и даже богохульством. Позднее вместе с друзьями из Нью-Йорка Сергеем Терентьевым и Алексом Козловским мы пару раз прикалывались перед камерой в духе Краудера, но видео получались совсем не такими прикольными, как в «оригинале». Тем ни менее, за неимением ничего лучшего мы «прославились» как русские продолжатели краудеровских фрик-доктрин.
То есть Краудер — это проповедник для сугубо узкого круга, которого понимают только те, кто «в теме»?
Краудер сам по себе является очень яркой и выдающейся личностью. И жизнь у него необычная. Однажды в Индии его пытались убить хинди, которые очень воинственно относятся к христианским проповедникам. Машинам с его командой преградила дорогу толпа вооруженных палками агрессивно настроенных фанатиков. Потом они начали вытаскивать из машин членов команды, начиная с индийских пасторов. Хотя эта история закончилась благополучно, надо отметить, что в подобных экстремальных ситуациях «курение» Духа может решить на удивление много вопросов.
Моя история, как и истории многих моих друзей, в каком-то смысле похожа на историю Краудера. Многие из нас «не вписывались» в традиционные церкви и начинали участвовать в тусовках, домашних группах и домашних церквях, которые, так же, как и собрания Краудера, по своей сути очень напоминали тусовки хиппи-христиан Jesus People конца 60-х и начала 70-х. Так же, как и на собраниях их лидера Лонни Фрисби, среди нас всегда было много музыкантов и творческих людей. Соответственно, мы начали проповедовать христианство в нетрадиционной форме. Я думаю, что даже в клипе «Бродский» есть «придурковатость», которой я научился у Краудера.
Смотри сам, я покаялся в туалете, единственном спокойном месте в нашей шумной квартире. Там я призвал Иисуса в свое сердце. А Краудер покаялся под ЛСД. Мы были фриками уже изначально. За это нас ругают, мол, вы покаялись не там где надо и не в том состоянии, при этом не понимают, что такие люди, как я, Геша Ушивец или Джон Краудер обладают уникальным опытом переживаний с Богом и, соответственно, выражают свою любовь к Богу не так, как это делает большинство верующих.
Я думаю, вот лучший ответ людям, которые не понимают Краудера: «Это просто не для вас». Обратите внимание, сейчас все меньше и меньше фриков и разного рода творческих людей приходит в церковь. В 90-х творческие люди бежали в церковь сломя голову, ведь там была жизнь со Христом. А сегодня в центре стоит теология или пастор, которые не хотят, чтобы в церкви были «чокнутые». Все хотят простой и ясной схемы. Мы же с этим не согласны. Мы стремимся стать отцами для тех, кого не принимают в церкви из-за хаера или копны из дредов на голове.
Ты затронул тему церквей. Как ты мог бы оценить состояние современной церкви в Канаде или США?
Из-за того, что все деноминации здесь значительно старше, многие церкви полностью поддались структуризации. И, к сожалению, структуризация – это зачастую дело рук человеческой логики, а не Бога. Церковь может преуспевать, опираясь на схему, и при этом не иметь в своих стенах места для Бога. Проще говоря, в западных церквях сегодня много человеческого, религиозного и мертвого. Часто проповеди сводятся к словам «будь хорошим и все будет хорошо», напрочь отсутствует сверхъестественная часть служения. Другими словами, часто люди в церкви не получают ответов на духовные вопросы, и их духовные нужды остаются невосполненными. Моя жена всегда шла на шаг впереди меня в духовных вопросах, и во многом благодаря ей мы, как семья, решили следовать за неординарными христианами, за «пробужденцами», в которых мы видим больше Бога, чем в лидерах церквей, построенных на схемах.
Я думаю, что обжегшее многих учение «Евангелия финансового преуспевания» вышло как раз из церквей, построенных на схемах.
Я застал время зарождения учения о преуспевании на постсоветском пространстве. Впервые я услышал о нем от Кеннета Хэйгена и Кеннета Коупленда в самом начале 90-х, и его суть сводилась к тому, что Бог желает, чтобы ты был счастлив, и Он дает тебе для этого все необходимое – деньги, здоровье, жену, детей и так далее. В то время акцент вовсе не ставился на деньгах, но на общем благополучии, как физическом, так и душевном. В молодых церквях проповедовали о полноте жизни на этой земле в противовес учению традиционных деноминаций о страданиях сейчас и воздаянии потом. Однако через некоторое время харизматическое пробуждение в постсоветском пространстве пошло на убыль, и учение о преуспевании стало извращенным и человеческим, совершенно непохожим на то учение, которое я принял в библейской школе «Слово Жизни» в 1991-м. Я считаю, что откровение о преуспевании было от Бога. Но если у Коупленда и Хейгена это было по откровению, то следующее поколение проповедников просто продолжало поддерживать деноминационную машину и защищать свою доктрину. В результате они свели идею преуспевания исключительно к успеху в финансах.
Кстати, в Северной Америке церковные финансовые пирамиды в принципе строить опасно, потому что за это могут привлечь к уголовной ответственности любого лидера. К тому же в Канаде и США извращенное учение о финансовом преуспевании по принципу «разбогатей или умри» не получило такого резонанса, как на Украине. Здесь учение Коупленда и Хейгена рассматривали, скорее, не в контексте финансов, а в свете «полноты жизни во Христе», и потому оно было принято не только харизматами, но нередко и пятидесятниками.
То есть ты считаешь, что в Америке харизматические и пятидесятнические церкви более здоровые и сбалансированные?
В целом да, но это зависит от места. Америка с самого начала была разделена на «христианский» юг и «мирской» север. Обратная сторона «поголовной религиозности» на юге — это то, что я называю «религиозный фашизм». Христиане создают свою избранную «расу», «облагораживают» ее своей религиозной субкультурой, и «кто не с нами, тот против нас». В церквях на юге США все еще процветает расизм, который остался там как данность еще со времен гражданской войны между северянами и южанами. Расизм и другие разновидности фашизма ставят стены между белыми и небелыми, местными и иммигрантами, умными и не очень, богатыми и бедными. Многие христиане на юге считают, пусть даже и не без оснований, индейцев «колдунами» с плохой наследственностью, а чернокожих — лентяями, которые не хотят работать, а живут на пособие от государства за счет налогов трудолюбивого белого населения. Получается, что если ты не белый, не местный («понаехали тут») или просто «не такой», то ты и не нашей «расы».
И как бы дико это ни звучало, но подобные учения проникли в некоторые харизматические церкви Украины, в которых учат, что ты либо богат и успешен, либо нищ и наг и, коль ты такой голодранец, ты, соответственно, не веришь и не служишь Богу как должно. И дело тут даже не в финансовых пирамидах, а в извращенном харизматическом менталитете. Тебя учат жить по «10-и шагам для достижения того или сего» и тогда, мол, все у тебя получится. Это мирские принципы, принципы светского преуспевания, проникшие в церковь и извратившие сознание. Я даже не столько против «принципов» или «шагов», сколько против того, чтобы своими программами верующие заменяли общение с Ним и друг с другом. Глупо думать, что «если Бог не придет, у нас есть запасной план» — религиозный план уже давно никого не вставляет.
Как ты смотришь на сегодняшнее состояние протестантских церквей в Украине?
В Америке за последние пару десятков лет было достаточно много пробуждений, которые насадили множество самых разнообразных церквей. На Украине же пробуждение было процентов на девяносто харизматическим. Мы с женой были в харизматической церкви до начала нулевых, а потом «плавно вышли», и присоединились к церкви «Скиния» пастора Игоря Иванова, которая берет идею из хиппи движения Jesus People, а по теологии больше всего напоминает семейство церквей «Виноградник». Таким образом, вот уже больше десяти лет я почти ничего не знаю о жизни харизматических верующих на Украине, которые, как я понимаю, составляют подавляющую часть верующих в стране. Кроме того, в 2005-ом мы переехали в Канаду и по прошествии стольких лет я уже в принципе не берусь судить о ситуации на Украине.
Но ты, обсуждая финансовые пирамиды в церквях Украины, намекнул, как мне показалось, на скандалы с пастором «Посольства Божьего» Сандеем Аделаджа?
Я скажу так. Вначале 90-х Аделаджа нередко захаживал в мою первую церковь. У него было очень массивное пробуждение. Я его навсегда запомню как героя пробуждения, которому надо было бы дать медаль «героя Украины». И хотя то, что происходило потом, меня не радует, я хочу, чтобы Сандей остался для меня открытым и любящим пастором с прикольным африканским акцентом. Я даже и знать не хочу про то, что сегодня с ним происходит, чтобы не испортить хорошие впечатления и воспоминания о том, что он сделал для всех нас в 90-х. Кроме того, надо понимать, что характер человека — это одно, а работа, которую он или точнее Бог через него делает — это совершенно другое. Человек может упасть, но плоды его работы все равно принадлежат Богу. Таким образом, никакие ошибки, грехи или падения не перечеркивают того, Бог сделал в нашей жизни. Я хотел бы видеть немного больше милости по отношению к Сандею, поскольку думаю, что многие из нас могли бы оказаться, пусть даже не в подобных обстоятельствах, но в ситуации, в которой наши слабости могли бы привести к серьезным падениям. Как пели «Jars of Clay»: «It’s just enough to be strong in the broken places», что по-русски значит «все, что нам нужно, это не сломаться там, где мы были надломлены раньше».
Что бы ты пожелал новым командам, которые только выходят на творческий путь?
Не верить информации, которую навязывает нам мир. Не верить технологиям — маркетинговым, политическим и религиозным. Побеждает только то, что говорит Бог, вопреки логике. Выигрывают поэты, пророки и художники, потому что то, что они несут, – это Божьи ценности, а то, что несет мир – преходящее. Будьте романтиками и не сообразуйтесь «реалиям» этого мира. Живите от реальности внутри вас, всегда помните, что в вас живет Тот, Кто победил мир.
Стас СОРОЧИНСКИЙ