Получаю приглашение на очередной семинар по Интернет-евангелизму, пробегаю глазами красочно расписанное предполагаемое содержание и думаю о том, что все это, наверное, очень интересно и полезно. Жаль только, что успешных русскоязычных Интернет-проектов, направленных на благовестие, я пока не видела. Зато время от времени приходится натыкаться на искаженное понимание идеи благовестия через Интернет. Я пишу «натыкаться» именно потому, что никаких исследований я не проводила – вполне возможно, такие проекты есть где-то за пределами моего внимания. Но ведь и большинство неверующих тоже не ищут наиболее удачные евангелизационные сайты – они просто на них «натыкаются», когда бродят по сети. Часто задумываюсь, какое впечатление у них остается от того, что мы, христиане, пишем, и боюсь, далеко не всегда это впечатление положительное.
Что же должен представлять собой Интернет-проект, направленный на благовестие? На мой взгляд, в первую очередь, это должна быть популяризация библейских истин, привлечение внимания к ним, изложение их простым, близким к жизни языком, чтобы читающий мог невольно применить их к себе. Кстати, именно такие проповеди мне по душе – те, которые представляют собой чтение и пояснение библейского текста, и которые невозможно слушать отвлеченно и не проводить параллели со своей жизнью. Кто бы ни слушал проповедь – христианин или неверующий, каждый может взять что-то для себя. Прежнее понимание проповедей, которые делятся на «для церкви» и «для неверующих», давно развеялось – все мы из плоти и крови, все живем перед лицом Бога и одинаково в Нем нуждаемся, так почему «грешникам» нужно только покаяние, а «святым» только назидание? Когда мы перестаем делить мир на «мы» и «они», тогда и благовестие получается простым и естественным. Это легко сказать, но сложно воплотить в жизнь.
То, что я часто встречаю в сети, далеко отстоит от моего понимания благовестия. Приходится наблюдать, как люди заводят блоги, добавляют в контакт-лист большое количество «друзей» (т.е. потенциальных читателей) и начинают ваять посты. Писать могут о хороших, в принципе, вещах, и писать неплохо, но почему-то путают благовестие с заявлением о своей вере и своих взглядах, проистекающих из нее. Делается это порой в манере, задевающей читающих, а на их возмущенные комментарии отвечают чем-то вроде «это не я вам говорю, это Бог говорит», не заботясь о том, что хорошего, полезного человек может вынести из этой дискуссии. Сомневаюсь в пользе такого благовестия – я не видела еще ни одного человека, который покаялся бы в результате таких дискуссий, зато возмущенных и обиженных сколько угодно. Впрочем, их негативные комментарии не принимаются во внимание и расцениваются как гонения за Христа. При этом вспоминаются цитаты типа «Меня гнали, будут гнать и вас» или проводятся благочестивые параллели с ветхозаветными пророками, которые страдали, благовествуя истину. На мой взгляд, такие «скромные» сравнения производятся с большой натяжкой.
Христианские форумы и социальные сети – отдельное и довольно грустное явление. За годы своего существования они нисколько не прогрессировали, наоборот, с течением времени все больше стали невыгодно отличаться от светских аналогов. Про оформление и дизайн промолчим, затронем содержание, которое остается неизменным – узкий круг тем, интересный теперь уже даже далеко не всем верующим (длина юбок у сестер, длина волос у братьев, можно ли пить пиво, слушать рок-музыку, ходить на пляж (нужное подчеркнуть)). Ответы тоже редко поражают глубиной мысли и, что уже там говорить, не блещут элементарной грамотностью. Ограниченность суждений, неспособность выражать мысли и придерживаться логики, оторванность от реальности и зацикленность на своем узком мирке – все это про христианские социальные сети. Мягко говоря, для большинства неверующих они совсем непривлекательны.
А чего стоят ходящие по сети «христианские» рассказы и басни и комментарии к ним в стиле «про белочку»…
Благовестие в современном мире – штука сложная. Прошли те времена, когда люди заполняли стадионы, чтобы услышать проповедь, или когда было достаточно начать читать Библию в вагоне поезда, чтобы тебе стали задавать вопросы. Люди стали более осторожны и подозрительны, а вопросы веры предпочитают не обсуждать вовсе или обсуждать только с близкими людьми, которые заслужили их доверие. Прежде чем выходить на люди со своим проектом, нам нужно обзавестись терпением и любовью, которая обязательно одержит верх над желанием доказать свою точку зрения (даже если мы считаем, что «это не мы говорим, а Бог говорит»), а также постоянно повышать уровень своей культуры, учиться быть тактичными и, конечно, не забывать об элементарной грамотности. Только в этом случае мы можем рассчитывать на успех благовестия как в реальной жизни, так и в виртуальной реальности.
Ирина ЛИМОНОВА
спасибо Сэм, за «хорошего брата». 🙂
по поводу моего первого поста — я не хотел «нападать» — я хотел разобраться в том, какой опыт имеет Ирина. Лично я бы не стал говорить и делать оценки тому , в чем не очень разбираюсь…
приглашаю присоединиться к нашей интернет-команде..
вот , например, одно из свидетельств как человек может уверовать с помощью интернета — это только одно из свидетельств, а сколько их незаписано?! я постепенно хочу их записывать , чтобы помнить самому и с другими делиться этими благословениями Божьими..
для меня вопрос — может ли человек уверовать с помощью интернета в том, что может ли человек уверовать через книгу? ответ, я думаю , очевиден.. 🙂
забыл ссылку со свидетельством оставить.. http://www.rusmissioner.ru/2011/09/blog-post_15.html
читая свидетельство по ссылке, не возникло ощущение, что человек «уверовал через интернет». Познакомились лично, возник взаимный интерес и отношения, которые _поддерживались через интернет_
это не слепая рассылка и копипаст в блогах, это и есть «отношения»
Спасибо, Даниэль. Вы меня подучили. Теперь я знаю, что опрометчиво названное мной «нападкой», в интернет-диалогах называется постом. Я и сам чувствовал, что употреблённое мной, хотя и в ковычках, слово не вполне подходящее. И вот оно задело Вас, об этом сожалею. Нам всем стоит тщательно избегать неправильных слов. Вот и Женя, характеризуя Вас, употребил словцо «срач». Я хотел, но забыл сразу ему написать. Вы советуете мне не давать оценок тому, в чём я не разбираюсь. Спасибо, но я ещё раз перечитал письмо Ирины и не нашёл ничего достойного критики. К тому же, и Вы ведь, начиная, не во всём разбирались, а теперь, видите, Вы уже модератор. Я благодарен Вам за приглашение в команду. Я намерен им воспользоваться. Благословений от Господа!
когда начинаешь — начинаешьь вникать в тему…
основная моя критика статьи состоит в том, что если Ирина рассуждает как наблюдатель, то это одно, а если она как профессионал интернет служения — то я бы с ней побольше поговорил об ее опыте… поэтому я и спросил в самом начале об ее опыте…
никого не осуждаю, хочу разобраться.. задаю вопросы. рассуждаю сам.. 🙂
спасибо всем за комментарии, за добрые и критические замечания и т.д. Слава Богу за ваши неравнодушные сердца!
да — интернет-служение — это прежде всего отношения… копи-паст и рассылка — это скорее информационное служение , которое является небольшой частью интернет служения.. это как , например,
благовестие можно разделить на
1. разработку буклета
2. распространение буклета
3. возникшие отношения благодаря буклету..
если перевести на интернет язык,
1. Подготовка видеосвидетельства
2. подготовка текста для благовестия
3 возникшие отношения благодаря видеосвидетельству или тексту, который распространен через соц сети (уникальный твой или чей-то, но лучше свое свидетельство)
т.е. отношения без этого тоже возможны, но тогда «теряешь» другую аудиторию, которая откликнется на определенный текст или видео и т.д.
скоро опубликую другие свидетельства
1. девушка пришла на наше событие , а потом уверовала — после этого уверовали ее родители и одногруппник
2. девушка послала христианское видео своей сестре потом они обсуждали это видео по скайпу и неверующая сестра приняла решение покаяться и они молились молитвой покаяния по скайпу
3. парень читал Библию через интернет, читал комментарии через интернет, а потом нашел церковь через интернет..
оно здесь описано в письме:
https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0BxSzpb10iBwfOWU2YjYyYTUtYzQwOC00ZGRlLWFhMmUtNDVkZTRmZWU4YzJk&hl=ru&pli=1
4. Также множество людей , которые уверовали благодаря сайтам с Евангелием и молитвой покаяния!
это все интернет служение! 🙂
Нет нормальных интернет проектов, потому что никто не умеет работать. Потому что забыли как мыслят «обычные люди». С интересом прочитал статью и комменты. Приглашаю посетить свой сайт по практической интернет евангелизации. Он собрал в себя опыт и мои шишки, на этой ниве. Сегодня я делюсь своим опытом со всеми, кто готов нести этот труд. http://e-evangelism.ru Надеюсь, что мой труд будет полезен братьям и сестрам.
Анвар, ты согласен с этой статьей? и если да , то в чем конкретно?
Согласен. В сущности автор статьи правильно увидела проблему. Сайтов которые можно было бы назвать евангелизационными, практически очень мало. Отыскать такие сайты сложно. Но к счастью, он встречаются. Например у меня есть такой сайт. http://anwarrior.narod.ru 🙂 Немного хвастаюсь, а в сущности, работает. ТИЦ 10, и это уже неплохо для сайтика на Народе.
Возвращаясь к статье, написана, неплохо. Видно что автор видит проблему. Может и есть, какие разнопонимания, но на мой взгляд, это не существенные детали. Поэтому о них умолчу. Разбирать все по пунктам, думаю, нет необходимости.
понял, а что тогда такое евангелизационный сайт? т.е. это сайт по интересам, которые ведут к Евангелию? у меня есть пример моего сайта http://myvelosiped.ru — здесь я хочу как-то говорить о Боге через мое увлечение велосипедом.
на другом сайте http://moi-novosti.blogspot.com говорю новости и иногда молюсь после новостей… это хорошие евангелизационные сайты? как вы думаете?
Очень приятно, что даже спустя такое время после публикации моя статья вызывает интерес и дискуссии.
Однако каждый остался при своем мнении — кто видел проблему, тот и продолжает ее видеть, кто считал себя профессионалом интернет-благовестия, тот и продолжает считать. Хотела бы пояснить свою точку зрения и высказать свой взгляд на обсуждаемый в комментах контент.
Во-первых, что значит любитель или профессионал интернет-благовестия? Мне эти термины кажутся надуманными. Благовестие должно литься естественно, как вода, — если у тебя изливаются из сердца реки воды живой, они изливаются везде и всегда, если нет — то никакие спецпроекты не помогут. Обратите внимание на интервью с Петром Мамоновым — любой разговор он сводит к теме как прийти к Богу, и получается это как бы невзначай, просто человек этим живет и делится своим опытом с другими. Это красиво, естественно и никого не раздражает.
Многие же из нас (особенно протестанты) любят приписывать себе титулы — прошел пару тренингов и уже пишет, что он профессиональный коуч, создал пару сайтов с посредственным содержанием и называет себя профессионалом интернет-благовестия.
Даниил, не в обиду будет сказано, но то, что вы называете профессионализмом, я считаю дилетантством. Ваш метод благовестия я совсем не поддерживаю — добавляете вконтакте новых друзей, друзей друзей и т.п., надеясь заинтересовать их публикуемыми картинками с христианскими комментариями или чьими-то свидетельствами, а на личное общение у вас не хватает времени. Это просто невозможно при таком кол-ве человек. По комментариям под вашими публикациями не видно, чтобы кто-то особо заинтересовался или захотел покаяться. Не мне судить о плодах вашего труда, и охотно верю, что они есть, но все это происходит после ЛИЧНОГО контакта, и чаще всего не разового, с КОНКРЕТНЫМ человеком. Но на личное общение со многими вашими «друзьями» вас просто не хватает — я заметила это по тому, как нас с вами знакомили. У нас есть общий знакомый, который не раз называл вам мое имя и фамилию — я вас запомнила (при том, что круг моего общения тоже достаточно широк), вы меня стали узнавать только после 3-го или 4-го круга знакомства. Мне-то все равно, а вот людям, которым вы благовествуете — нет.
Имела возможность оценить и некоторые другие ваши методы благовестия — например, статусы вконтакте. «Пасха — это не просто куличи и яйца. Хочешь узнать, что еще — спроси меня» — на кого это рассчитано? На мой взгляд, на детей или на (простите) дебилов. Неужели были такие, кто писал вам: «Ой, а что, правда? А я-то думал… Скорее расскажите мне, что же такое Пасха!»? Публиковать такие вещи — неуважение к людям, которые, может, о христианстве мало знают или вообще не знают, но это не значит, что их уровень интеллекта ниже плинтуса.
И чтобы оценивать интернет-проекты совсем не обязательно ни быть, ни называться профессионалом интернет-служения, ни даже быть верующим — достаточно иметь голову на плечах и уметь самостоятельно мыслить. Когда мы приходим в кафе и пробуем пирожное, мы оцениваем его вкусовые качества, сочетаемость компонентов, сервировку и т.п. Мало кто из нас профессионально занимается выпечкой, но никому и в голову не придет сказать: «Если ты не пекарь, ты ничего не понимаешь в пирожных». Именно потребители — лучшие оценщики получившегося продукта.
Не думаю, что написанное как-то повлияет на восприятие вещей Даниила и других активистов интернет-благовестия, в лучшем случае, он не обидится, а в еще лучшем — попытается что-то принять к сведению.
И, наконец, христианский сайт, который я могу порекомендовать в качестве примера: http://www.realove.ru/ Создать и поддерживать такой контент под силу не каждому, но примерно к такому, на мой взгляд, и нужно стремиться.
Всем мира Божьего и удачи!
по поводу профессионализма и непрофессионализма. Это все условно, конечно, я в том смысле, что если вы попробовали разные методы в интернет-евангелизме и можете оценивать, то другое дело, а когда вы чисто теоретически оцениваете методы — это другое. Я бы привел другое сравнение — когда вы научным сотрудникам подсказываете какими методами исследовать то или иное явление при том, что вы знаете о методах по наслышке.
Я могу сказать, что знаю не по наслышке и могу сказать, что именно в интернет-евангелизме тот метод, который я использую, один из самых эффективных.
вопрос зрелости отдельных христиан, а также их «культурности» и других моментов — это не входит в вопрос интернет-евангелизма т.к. это косвенный признак. Конечно, «по плодам узнают вас», но я убежден, что христианин, который благовествует будет и тактичным и культурным, и любящим. Грамотность — тоже отдельная тема. Я лично пишу грамотно. 🙂 Слава Богу за хороших учителей русского языка в школе.
В этой статье все эти моменты свалены в кучу. Но Павел говорит, что «сила наша не в убедительности слов наших, но в явлении Духа и силы» — это не значит, что нам не нужно следить ни за чем. Это значит, что нам нужно полагаться на Бога и даже если что-то идет не так — нам нужно быть честными и прозрачными до конца — признавать свои ошибки, не пытаться что-то из себя городить и т.д.
по поводу «коучей» и всего остального — я не знаю таких примеров. Приведите пожалуйста.
Я понимаю , что вы можете не поддерживать мой метод, но это не значит , что он неправильный т.к. многие апостолы, когда благовествовали они не знали лично этих людей и часто не имели дальнейший с ними контакт — я не думаю поэтому , что они помнили всех.. действительно нужно через что-то пройти или заново за что-то зацепиться , чтобы человек остался у тебя в памяти.. они просто делали то, к чему их призывал Бог — так и благовестник должен заботиться о своей верности делу благовестия.
Я, кстати, не вижу разницы между зявлением о вере и благовестием т.к.апостолы именно так и делали – они благовествовали через заявление о своей вере.
Насчет “разных” проповедей я согласен – разных не должно быть, но с другой стороны, в первой церкви они были, поэтому есть что-то для “внутренней” деятельности церкви.
Ирина,
спасибо за комментарий…
еще раз перечитал статью — чтобы еще раз убедиться, что я ее понимаю одинаково или по-разному в разные моменты жизни и времени.. 🙂
уже не помню точно какие мысли у меня возникли тогда, но ощущение от статьи точно осталось…
но я не об этом… хочу прокомментировать ваш комментарий, Ирина.
мне очень приятно видеть, что вы видите, что я добавляю в друзья незнакомых людей. Уточню, делаю это по разным принципам — также как бы я знакомился с ними на улице. Вы когда-нибудь благовествовали на улице незнакомым людям? А вы делали это каждый день в течение месяца, полугода или даже нескольких лет? Откровенно скажу , что я делал — и увидел свою эффективность в интернет-благовестии. А по сути ежедневное благовестие незнакомым людям мало чем отличается от моего благовестия в социальной сети. Только за 1 день моего благовестия я мог рассказать Евангелие 2-3 человекам, а через интернет можно 20-30 человекам за то же время…
я не согласен с тем, что благовестие — это дело сложное — это дело очень даже простое, если тобой руководит Бог и желание засвидетельствовать погибающему миру о Его делах в своей жизни и об истине с любовью.
Я не согласен с вашей статьей потому, что она не мотивирует на благовестие, как минимум, меня, а возможно и других людей. Ваша позиция в этой статье очень касается многих христиан, которые что-то делают, возможно неуклюже, но делают в интернете, чтобы говорить о вере, о Боге и т.д. что-то у них не получается, а что-то получается, но , в общем, я увидел, что эти усилия вы в статье просто списали как не нужные и говорите о них как об «искаженном понимании идеи благовестия». Я говорю это в защиту всех кто это делает — в том числе меня лично т.к. в Библии Бог говорит:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.»
Меня нисколько не обижает идея статьи — возможно, потому что я знаю, что делаю Божье дело.
апостолы говорили о Христе открыто и прямо — их свидетельство было прямым и они говорили истину в любви и призывали всех покаяться и отказаться от путей своих. Я не вижу разницы в тех временах и сегодняшнем дне — христианам также как и апостолам нужно провозглашать истину и действовать прямо и открыто. Неужели апостолов везде принимали?! я этого не вижу , также и современных христиан с их Евангелием не будут принимать.
понимаете, когда куча христиан сидит в контакте и 1 из 10 хотя бы что-то упомянет у себя на страничке о Боге или процитирует какой-то отрывок из Библии я уже славлю Бога т.к. это скорее редкость, чем типичная ситуация т.к. , к сожалению, я наблюдаю другую ситуацию — когда заходишь в профиль к христианину то не особенно видно , что это именно «христианин» т.е. последователь определенного учения — учения Иисуса Христа. Видно часто , что либо «хороший здравый человек» , что неплохо, либо вообще ничего нет — и по профилю ничего невозможно сказать определенного, что тоже неплохо.
Благовестие, как вы сказали, «Благовестие должно литься естественно, как вода, — если у тебя изливаются из сердца реки воды живой, они изливаются везде и всегда» , поэтому когда кто-то что-то делает для благовестия — я не вижу проблемы, что что-то неэффективно с точки зрения бизнеса. Возможно благовестие как бизнес проект — дело провальное. Я не против таких проектов как реалов, но они не ставят своей задачей благовестие -я разговаривал с создателем проекта Дмитрием — он не хочет, например, сотрудничать с мной как интернет-евангелистом т.к. они на этих сайтах, «нигде не говорят о вере напрямую» , а нашу проблему он видит, что на сайте, например, http://mirstudentov.com — мы говорим о вере в лоб. Я не против, я — за разнообразие. Поэтому я бы сказал об однобокости точки зрения в статье — только так,а не иначе. Скажу больше — если благовестие льется то и отрывки из Писания в статусе можно увидеть часто.. разве нет?
не получается, почему-то, больше комментарии разместить..
по поводу флэш моба пасхального. Если вы считаете, что на детей или на умственно отсталых — то у нас тогда вся страна такая т.к. посмотрите все опросы и статистику — 80-90% людей уже не знают , что отмечается в праздник Пасхи. Я лично проводил такие опросы среди студентов многие годы каждую Пасху… и результаты меня огорчали.
вот посмотрите официальный опрос
По мнению россиян, Пасха — это праздник Воскресения Христова (44%), или просто праздник, связанный с Христом (21%). Почти 3% россиян считают, что это день поминовения усопших, по 2% россиян уверены, что это день рождения Христа или же праздник духовного единения и очищения.
По 1% россиян считают, что в Пасху отмечают конец поста (разговение) или начало весны. Около 28% россиян затрудняются ответить, что празднуют в Пасху. К такому выводу пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Россияне отмечают Пасху, прежде всего, приготовлением специальных блюд — пасхи, куличей (64%), еще 27% освящают их в церкви.
Поэтому вам решать кто эти 64% — дети или умственно отсталые…