Известный христианский писатель и филолог Клайв Льюис знаком многим по произведению «Хроники Нарнии». Но приключения в волшебной стране под названием Нарния – не просто детская сказка. Повести содержат глубокую христианскую мораль и наполнены библейскими прообразами. Недавняя кинопремьера «Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф» собрала в кинотеатрах огромное количество зрителей. Экранизация первой книги Хроник вызвала большой интерес со стороны аудитории. Но все ли зрители увидели в сюжете картины то, что хотел передать автор?
Кульминационный момент фильма – принесение Льва Аслана (Короля Нарнии) в жертву за чужое злодеяние. Этот явный прообраз смерти Иисуса Христа дополнен тем фактом, что на жертву Лев идет добровольно, а по прошествии некоторого времени воскресает из мертвых. Стоит ли рассуждать на тему, почему прообразом Христа представлен именно лев? Наверняка у многих верующих в памяти возникнут слова, сказанные про Иисуса: «лев из колена Иудина».
Вообще, фильм переполнен библейским образами, что не мешает им нести глубокий христианский смысл наряду со сказочными мотивами. А о том, что понравилось и что удалось в этом фильме, мы решили спросить у тех, кто побывал на кинопостановке хроник.
Лена Сергачева:
— Для начала о впечатлениях. Лена, что тебе понравилось, а что не понравилось в фильме?
— Мне сложно делить фильм и анализировать его по кускам. В целом он мне понравился. Особенно Бобриха, она — просто прелесть! И еще понравилась Колдунья. Очень сильный и цельный получился образ.
— Я знаю, что ты читала книгу «Хроники Нарнии». Удалась ли, на твой взгляд, экранизация произведения?
— Да, на мой взгляд, удалась, и довольно точно.
— Как ты считаешь, можно ли назвать этот фильм христианским?
— Пожалуй, да… Хотя, мне кажется, если не знать об этом заранее и не понимать того, что некоторые моменты — это параллель с Евангелием, то христианского смысла в нем можно и не увидеть, а воспринять просто как сказку.
Маша Михайловская:
— Маша, какие у тебя остались впечатления от фильма? Что больше всего тебе понравилось?
— Мне понравилась маленькая девочка! (смеется). Мне очень понравились взаимоотношения между братьями и сестрами. А еще то, что добро побеждает зло.
— Как ты думаешь, этот фильм можно считать христианским?
— Думаю, нет.
— Почему?
— В фильме есть разные образы, но с точки зрения христианства много несоответствий. Только отдельные моменты можно назвать христианскими, но не весь фильм в целом. Можно сказать, что фильм поучительный.
Филипп Манукьян:
— Как ты думаешь, фильм «Хроники Нарнии» можно считать христианским?
— Смотря как посмотреть на этот вопрос. Если вопрос в том, несет ли в себе книга «Хроники Нарнии» христианскую идеологию, то, безусловно, это одно из наиболее удачных художественных произведений, которое, с одной стороны, так интересно, а, с другой стороны, так удивительно аллегорично отобразило суть нашего мироздания. Если же вопрос в том, насколько удачно именно фильм отобразил ту мысль, которую Льюис передал в книге, то, наверное, к сожалению для многих людей, кто не читал книгу (особенно для неверующих), передать эту мысль не получилось.
— Но, все-таки, есть ли в фильме образы, которые несут в себе христианский смысл?
— Может быть, мой ответ покажется неожиданным, но одним из наиболее интересных для меня образов является Эдмунд. С этим героем связана важная тема – прощение. Мне очень запомнился тот эпизод, когда Лев Аслан разговаривал с Эдмундом после его предательства. Мы лишь можем догадываться, о чем они разговаривали, но этот разговор изменил Эдмунда. Более того, Аслан не только простил Эдмунда, но и отдал себя в руки злой Королевы, что, безусловно, говорит о его любви.
Даша Дудкина
— Даша, чем тебе запомнились «Хроники Нарнии»?
— Фильм очень добрый, интересный, красивый. Особенно красива природа. Мне понравилось то, что в конце все хорошие герои оживают. Немного обидно, конечно, что дети вернулись в обычный мир.
— А как ты считаешь, фильм можно назвать христианским?
— На первый взгляд нет, но если задуматься, то в фильме очень явные прообразы. Лев (кстати, красивый) — прообраз Иисуса Христа. Лев сам согласился пойти на смерть добровольно (Иисус) в руки Королевы (сатаны). Лев не был виновен (Иисус), и поэтому смерть просто отступилась от него. Он воскрес. После этого он ходил и оживлял всех (Иисус исцеляет). Война, которая происходит в этом шкафу — это как духовная война. В фильме был предатель Эдмунд — почти как Иуда. Там много ещё такого. В общем, если обратить на всё это внимание, то очень понятно, что фильм христианский. А если бы я его смотрела, когда была неверующей, то, скорее всего, подумала бы, что это просто добрая сказка.
Наталия ВАЛОВА