1 июля в клубе «Зал Ожидания» состоится выступление самого жизнерадостного и оптимистичного регги-исполнителя мира.
Матисьяху — американский ортодоксальный еврей — стал в последнее время предметом сенсационного интереса в США. 31-летний музыкант сочиняет песни в стиле регги. И настолько успешно, что его первый диск прочат в лауреаты Grammy. Но при всех очевидных музыкальных достоинствах нового альбома вряд ли он создал бы такую невероятную шумиху, если бы не фактурный центральный персонаж. Он не только пишет и исполняет хорошие песни, у него и история необычная. Матисьяху считает, что жизнь — это процесс, и каждый по-своему проходит сложный этап взросления: «Поиск и определение цели в жизни. Я тоже прошел через этот процесс, прежде чем открыл для себя иудаизм и регги… » И теперь Матисьяху утверждает, что религиозные ограничения помогают ему в творчестве.
Мэтью Пол Миллер был обычным еврейским мальчиком, жившим в Америке. Консервативные взгляды его родителей и строгое воспитание породили бунтарские наклонности в непоседливом Мэтью. Он бунтовал против школы, бунтовал против еврейских обычаев, против американского правительства. Его тянуло к хиппи, к таким же бунтарям. В это самое время он в совершенстве овладел игрой на барабанах и бонго. Познакомился с регги-культурой и заплёл дреды. Прогуливая школу, всё время практиковался в битбоксе. Битбокс – это имитация звуков ударных инструментов при помощи губ, носа и рта. Он мог мгновенно воспроизвести любую услышанную партию ударных. Просто подносил ладони ко рту и творил чудеса.
Всё изменилось после поездки в Израиль. Молодой бунтарь посетил Иерусалим и встретил там одного раввина. Тот познакомил его с еврейской культурой и, в частности, с хасидизмом. Мэтью проникся. Особенно его впечатлила музыка. Некий сплав крестьянского фольклора румын, поляков, украинцев и венгров. По субботам хасиды воспроизводили традиционные «инструментальные песни» (просто в этот день запрещалось играть на музыкальных инструментах, а также трудиться и работать). Мелодия рождалась из повторения междометий, которые имитировали звучание ударных. Эта манера была сильно похожа на битбокс.
По возвращении домой, он, на радость родителям, продолжает образование. Новая вера привела к новой жизни. Он часто посещает синагогу и следует всем порядкам и обычаям хасидов. Новая вера дала ему новое имя. Матисьяху – подарок Бога. Результат трансформации его собственного имени. Новая вера привела к новому звуку. Эксцентричный коктейль из реггей и национальных еврейских мелодий. Тандем электронных сэмплов и хип-хопа. Религиозная лирика на английском, идише и иврите.
И теперь это хасидский еврей с густой бородой, облаченный в черный костюм и широкополую шляпу, который ко всему прочему читает рэп о благах традиционного иудаизма под аккомпанемент ритмов рэгги и в стиле дансхолл, берущем свое начало на Ямайке. Он живет теперь в Кроун-Хайтс и пишет треки про Бога, про Сион, про еврейских мудрецов, про добро и зло… Также он поет про Мошиаха (Миссию) и Освобождение, а в своей новой песне даже включил слова на иврите «Да живет вечно наш Господин, учитель и Ребе Король Мошиах!»
У него не характерная для поп-музыканта внешность, вместо «Джа» — «А-Шем», вместо дредов — пейсы. Его выступления собирают все больше публики, людей трогают тексты Матисьяу, в которых цитируется Библия, говорится о душе, поисках себя.
Он по-прежнему верит в святость прикосновений, по-прежнему читает молитвы и медитирует шесть раз в сутки и по-прежнему не выступает по субботам. Он — один из немногих, кто смог стать персонажем модной светской американской жизни, оставаясь в мире иудаизма. Мало что изменилось с тех пор, как Матисъяху стал номером один в мире регги и самым ярким явлением последних лет.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов shkolazhizni.ru и muslib.ru