СКОЛЬКО РАЗ мне приходилось слышать о размышлениях других людей «А какова Божья воля для моей жизни?». О себе могу сказать, что и сам стремился найти ответ на этот вопрос. Но лишь теперь вижу, что такая постановка вопроса может ввести в заблуждение.
В Библии немного говорится о тех людях, которые заблаговременно получили от Бога план своей жизни (или даже пятилетний план). Давайте вспомним Авраама, которому было сказано собрать всю свою семью, всё имущество и отправиться в путь. Он не знал, куда идёт и вернётся ли когда-нибудь назад. Ему были неведомы вопросы, которые мы считаем жизненно важными (например, конечный пункт назначения, как долго продлится это рискованное предприятие, какие предстоят расходы, получит ли он денежное вознаграждение и будет ли ему выплачена медицинская страховка). Бог сказал идти, и он пошёл. Вот всё, что было известно Аврааму.
Многие из нас должны забыть о Божьей воле для своей жизни. Что действительно важно для Бога, так это какой отклик находит в нас руководство Святого Духа в данный конкретный момент, а не то, что мы планируем сделать в следующем году. На самом деле, степень подчинения Духу в сегодняшних решениях коренным образом может повлиять на те решения, которые мы примем в следующем году.
Легко использовать фразу: «Божья воля для моей жизни» в качестве оправдания своего бездействия или даже неповиновения. К тому же, думая о Божьей воле для себя в будущем, мы можем быть менее требовательны к себе, чем когда зададимся вопросом – а что Он хочет, чтобы я сделал в следующие десять минут. Легче пообещать следовать за Ним когда-нибудь, а не прямо сейчас.
Бог желает, чтобы мы слушали Его Дух ежедневно и даже в течение дня, когда возникают трудные и напряжённые ситуации, в течение обычной земной жизни. Вместо того, чтобы искать «Божью волю для своей жизни», научитесь искать «руководство Духа для себя именно на сегодня». Давайте научимся молиться о сердце человека открытого и исполнительного, готового подчиниться руководству Духа с теми людьми – друзьями, мужьями или женами, детьми – и в тех обстоятельствах, в которых мы находимся сегодня.
Говорить о том, что мы не призваны понять «Божью волю для своей жизни», не означает, что у Бога нет целей и планов для каждого из нас, или что Ему безразлично, что мы делаем со своей жизнью. Ему не всё равно. В Ветхом и Новом Завете Он подтверждает это. Истина в том, что Бог никогда не обещает раскрыть эти намерения заранее и все сразу.
Нигде в Писании я не нахожу «сбалансированную жизнь с толикой Бога в ней» в качестве идеального примера, данного нам для подражания. Но когда я смотрю на наши церкви, это именно то, что я вижу: множество людей, которые добавили Иисуса в свою жизнь. Люди, которые в каком-то смысле попросили Иисуса присоединиться к ним в их жизненном пути, следовать за ними туда, куда, по их мнению, они должны идти, вместо того, чтобы следовать за Ним, как это нам заповедано. Бог Вселенной не является кем-то, кого мы просто можем добавить в свою жизнь и продолжать жить так, как раньше. Дух, который воскресил Христа из мертвых, не является кем-то, кого мы можем призвать, когда нам требуется немного дополнительной силы. Иисус Христос умер не затем, чтобы следовать за нами. Он умер и воскрес, чтобы мы могли забыть все иное и следовать за Ним к кресту, к Истинной Жизни.
Вам не нужен Святой Дух, если вы просто ищете жизни, которая будет добродетельной лишь наполовину, и регулярного посещения церкви. Во многих религиях есть люди, которые живут именно и так без Духа. Для истинного следования за Иисусом Христом вам требуется только ведение и помощь Святого Духа.
Вам нужен только Дух, если вы желаете «подчиняться всему тому», что заповедовал Бог и учить других тому, как поступать точно так же (Евангелие от Матфея 28: 18, 20). Вам нужен только Святой Дух, если вы осознаете, что вы призваны разделить страдания и смерть Христа и Его воскрешение (Римлянам 8: 17, 2-е Послание Коринфянам 4: 16, 18, Филиппийцам 3: 10-11).
Если вы искренны в своей вере и отошли от тех путей, которым следовали, и встали на Путь жизни, в таком случае вам крайне необходим Святой Дух. Вы знаете, что не сможете прожить этот Путь без Духа, живущего в вас.
Покаяние означает то, что вы говорите: «Иисус, Ты – самое лучшее, что случилось со мной. Я хочу отойти от греха и эгоизма, которые управляют мной. Я хочу освободиться от этого и идти с Тобой. Только с Тобой. Теперь Ты – моя жизнь. Помоги мне оставить порабощающие, бесполезные вещи в моей жизни».
Итак, если малая толика духовности, добавленная в нашу жизнь, не является тем, что Бог задумал для нас, чего же Он желает для Своих детей? Как Он хочет, чтобы мы жили? Дело в том, что Иисус призвал нас отдать все. Его призыв – придти и взять крест (Евангелие от Луки 9: 23)
Фраза «взять свой крест» стала эвфемизмом для того, чтобы описать прохождение через обычные жизненные проблемы с посредственным отношением. В то же время обычные проблемы – плотный график, счета, болезни, трудные решения, оплата обучения в университете, потеря работы, смерть любимой собаки — ощущаются всеми, независимо от того следуют они Путем Христа или нет.
Когда Иисус призывает нас взять свой крест, Он не просто призывает нас претерпевать ежедневные, случайные жизненные проблемы – Он делает гораздо больше. Люди во времена Христа были знакомы с крестом. Они были свидетелями распятия и понимали посвящение и жертвенность взятия креста.
Это призыв к фундаментальной вере.
Иисус призывает нас добровольно претерпевать и забывать все ради Благовестия. Его призыв – это любовь к тем, кто обманул нас в сделке, распространял о нас нелицеприятные слухи, убил бы нас, если бы мог, кто не согласен с нами в политических, практических и основополагающих вопросах. Его призыв – «почитать все тщетою» ради Него. Он призывает к полному подчинению. Он призывает нас отдать все то, что мы имеем, вплоть до собственной жизни в качестве живой жертвы. Призыв Иисуса означает осознание того, что Его сила совершается в нашей немощи, что когда мы слабы, мы также и сильны (2-е Послание к Коринфянам 12: 9).
Что если бы вы могли услышать голос Святого Духа, Который попросил бы вас в буквальном смысле отдать все то, чем вы владеете? Что если Он попросил вас продать ваше имущество и раздать деньги бедным?
Смогли бы вы сделать это?
Перед тем, как вы пуститесь в объяснения, почему Он никогда не попросил бы такого от вас, уделите время тому, чтобы ответить честно на этот вопрос. Он может попросить все, что угодно.
В шестой главе 2-й Книги Царств говорится о том, как Давид танцевал (сказано, что он танцевал в льняном эфоде, что являлось равноценным нижнему белью священника) перед Господом «из всей силы» (стих 14). Другие же устыдились такой унизительной демонстрации прославления Бога, однако Давид сказал, что ему все равно, и он еще более уничижится ради Господа. Давид думал только о прославлении своего Господа.
Когда я читаю эту историю, часть меня говорит: «Да, я желаю жить так, как Давид, я хочу забыть о мнении других людей и поклоняться своему Царю всем своим естеством». А другая часть меня говорит: «Хорошо, но как это выглядит практически? Как мне ходить в такой близости с Духом, чтобы моим искренним откликом был неудержимого ликования танец, чтобы меня не заботили люди вокруг, и то, подумают ли они что такое поведение неуместно? И действительно, стоит ли мне обращать внимание на мнение окружающих?»
Основная проблема, на мой взгляд, состоит в том, чтобы понять, что исполнение Духом – это не одномоментное действие. Как написано в Послании к Галатам о Духе и плоти, хождение в Духе подразумевает непрерывное взаимоотношение с Ним. Исполнение Духом не ограничивается рамками того дня, когда мы впервые встретились со Христом. Вместо этого мы читаем в Писании об отношении, которое призывает нас к активному ежедневному поиску Духа.
Представьте, что я купил беговую дорожку, чтобы избавиться от лишнего веса. А через три месяца я возвращаю ее в магазин с жалобой на то, что она мне не помогла: я не похудел ни на один килограмм. И вот продавец спрашивает меня: «Разве она не работала должным образом?» На что я отвечаю: «Не знаю. Я ни разу не бегал на ней. Я только знаю, что не потерял ни одного килограмма. С меня довольно!»
Это может показаться глупым примером, но если кое-что заменить, внезапно всё для нас становится очень знакомым: «Я молил Святого Духа, чтобы Он освободил меня от вожделения, но я никак не могу оставить любовь к порнографии». Или «Я много лет молился о том, чтобы простить своего отца, но спустя тридцать лет меня по-прежнему охватывает гнев и горечь». «Много лет я молился о том, чтобы избавиться от обжорства, но, несмотря на молитвы, духовную поддержку других людей и диеты, я по-прежнему испытываю сильное нездоровое пристрастие к еде». Вставьте в рассказ о беговой дорожке грех, который беспокоит вас, и тогда глупая иллюстрация предстает совсем в другом свете. Получается, что молитвы об освобождении от греха не «помогли», точно так же, как беговая дорожка не помогла избавиться от лишнего веса.
Обретение свободы и исцеления, как ответ на молитву, в общем и целом не является чем-то, что просто нисходит на Вас, а Вы просто предстаете как пассивный получатель. Время от времени Бог работает в жизни людей и таким образом, когда исцеление и освобождение приходят полностью извне. Он безусловно способен на это. Но как подсказывает мне личный опыт, Бог просит нас принять активное участие на пути к нашей целостности.
Богу не нужна наша помощь, но Он приглашает нас принять участие. Часто такое путешествие к свободе требует времени, иногда немало времени. Для этого необходимо упорство. А также участие с нашей стороны. Нам нужно встать на беговую дорожку и бежать; простое созерцание тренажера не принесет особых изменений. (Читайте Послание к Римлянам 12: 11 и 1-е Послание к Фессалоникийцам 5: 19).
Жизнь по Духу предполагает постоянное и активное взаимодействие со Святым Духом, которое уже вошло в привычку. И хотя на первый взгляд это может показаться занятием, требующим больших усилий, на самом деле это не так, потому что вся жизнь и все действия совершаются силой Духа, а не вашими собственными силами.
Это, тем не менее, подводит нас к другому непростому вопросу: это работа Бога или моя? Это ответственность Бога или моя? Павел размышляет над этим, когда пишет послание к Галатам. Павел обращается к ним, спрашивая, кто прельстил их (довольно сильное обвинение!) Павел спрашивает: «Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (3:3)
Я думаю, каждый из нас очень даже склонен к постоянным попыткам противостать Святому Духу, и все-таки прожить жизнь по-своему. Нас так и тянет переключиться с жизни в благодати Евангелия, к жизни, где правит система личных усилий. Именно поэтому Павел касается этого вопроса, обращаясь к церквям в Галатии. Павел знает, как нелегко полностью положиться на Святого Духа в вопросах жизнеобеспечения и ведения, и не начать вновь руководствоваться знаниями, полагаясь на собственные усилия.
Если мы никогда не отвечали Богу, если наши действия никогда не основывались на том, что Он совершил для нас, ни о каких взаимоотношениях говорить не стоит. Бог по сей день настоящий и действенный, но в какой-то момент ответить и действовать должны и мы на основании того, что совершил Он. Как дрожжи и мука необходимы для приготовления хлеба, так и действия Бога и наши ответные действия необходимы во взаимоотношениях с Ним.
Как и во многих других жизненных вопросах, применительно к данной ситуации нет универсального решения, подходящего абсолютно всем. И этот факт мне особенно нравится. Бог настолько велик и чуден, что мы не можем просто повесить какой-то ярлык на данный процесс и перейти к дальнейшему проживанию своей жизни. Здесь необходима постоянная вовлеченность, борьба и нахождение пути, чтобы ежедневно наполнять свою жизнь Духом. Не через десять лет. Не завтра. Но именно сейчас, в это время в данном конкретном месте Бог поместил Вас. Но именно сейчас, в конкретное время и в определённом месте, в которое поместил вас Бог.
Френсис Чен является пастором Корнерстоун Чёрч в городе Сими Вели, штат Калифорния. Он является автором книг «Сумасшедшая любовь» и «Забытый Бог», из которых эта адаптированная статья представлена вашему вниманию.
Первоисточник — журнал RELEVANT март-апрель 2010
www.relevantmagazine.com