Как-то раз в метро я наблюдал интересную картину.
Около дверей стоял папа с сыном. Папа прислонился к дверям, а сын прислонился к папе, держа его за руки. Они шутливо боролись руками, и время от времени мальчик пытался победить, бодая папу головой.
Хоть было видно, что они играют, не совсем трезвый сосед, после безуспешных попыток предложить мальчику сесть на его место, начал его воспитывать: «Мальчик, не балуйся», «Нельзя баловаться» и другое в том же роде.
Наблюдая за этим, я вдруг осознал, насколько размыто это замечание. Оно сообщает ребенку, что взрослые недовольны тем, что он делает, но не говорит, чем конкретно и почему. Что конкретно ему нужно прекратить? Держать папу за руки, стоять, играть? Оно осуждает, порицает, но не учит. Для меня это было ярким примером «ленивого» воспитания.
Можно ли вообще говорить ребенку «не балуйся»? Наверное, можно, но необходимо осознать, что баловство в натуре ребенка, на то он и ребенок. Он так живет, он так реагирует на мир, на разные ситуации. У него есть энергия, она выливается из него подобным образом.
Было бы неправильно пресечь «баловство» ребенка полностью (мы не можем ожидать от ребенка взрослого поведения). Но лучше было бы научить его «баловаться правильно». Если мы видим какой-то негатив в том, что конкретно ребенок делает, то именно на это и необходимо указать — не просто осудить, но научить.
В случае с малышом проблема была не в том, что он боролся с папой, а в том, что он его довольно сильно бодал головой. Было бы гораздо полезней не просто обрубить игру с папой, а научить ребенка как можно играть, а как нельзя. Не выдать «ленивое» воспитательное указание, но решить конкретную проблему.
Но не просто сказать, что конкретно плохо, но и быть готовым объяснить почему — что такого плохого именно в этом действии, к чему это может привести — обосновать свои слова (иногда необходимость ответить на простой вопрос «почему это плохо?» может многое показать нам самим).
Такая реакция не просто остановила бы игру, но научила бы как играть лучше и безопасней. Не просто что-то забрала, но что-то дала взамен — то, что лучше, полезней.
Я думаю, что и мы часто говорим и слышим какие-то общие вещи, которые ничему конкретному не учат, как слова «мальчик, не балуйся». Они просто дают нам понять, что что-то неправильно, нехорошо, но не учат нас, что конкретно неправильно, почему это нехорошо. Они оставляют после себя общее ощущение, с которым мы зачастую просто не знаем что делать.
Но когда Бог воспитывает нас, Он не наставляет нас общими фразами типа «не греши», «перестань», «хватит». Он учит нас жить через конкретные уроки, показывая, что именно неправильно и объясняя почему. Его слова и повеления призваны не просто что-то забрать у нас, но дать взамен что-то лучшее.
Пока мы живем в этом мире, Бог выступает не как далекий арбитр, пассивно выносящий суждение о наших мыслях и поступках и выдающий общие «ленивые» указания типа «мальчик, не балуйся!». Он хочет быть нашим учителем, наставником, который активно ведет и направляет нас. Он не судит, но учит.
Он не просто останавливает нашу «игру», но учит нас, как делать так, чтобы игра доставляла настоящее удовольствие всем участникам.
Но в конце нашей жизни нам придется все-таки встретиться с Ним как с судьей, который, как экзаменатор в конце семестра, спросит, насколько хорошо мы слушали своего учителя, насколько хорошими учениками мы были.
Илья ГРОМОВ
Блог автора elijahworkz.com
Иллюстрация: Лара Яковенко