Когда вечером 13 марта на главный балкон базилики святого Петра вышел престарелый кардинал Жан Луи Торан и, не скрывая радости, произнес в микрофон имя новоизбранного понтифика, над площадью повисла тишина. Практически никто не знал кто это. Но спустя несколько секунд десятки тысяч людей радостно скандировали: «Франческо! Франческо!»
Тем временем журналисты, да и простые верующие, следившие за событиями в Ватикане, обрушили Википедию, пытаясь понять, кто же это такой кардинал Хорхе Мария Бергольо? Сухие сведения сообщали, что он аргентинец итальянского происхождения, архиепископ Буэнос-Айреса, иезуит…
«Сначала многие восприняли нового Папу настороженно, потому что латиноамериканские католики, а особенно иезуиты, известны своим либерализмом», – рассказывал мне испанский священник, работающий в России, но оказавшиеся в эти дни в Риме. «Но потом поняли, что опасения были напрасны». Действительно, кардинал Бергольо решительно выступал против абортов, эвтаназии, однополых браков, что стало причиной жесточайшего конфликта с президентом Аргентины Кристиной Киршнер, которая обвинила архиепископа в том, что тот хочет вернуть страну во времена Средневековья и инквизиции.
Вскоре на балкон главного католического храма мира вышел сам Папа. Эти мгновения запомнят все католики, на всю жизнь, сколько бы новых понтификов они еще ни увидели!
Перед собравшимися на площади появился немного смущающийся и от этого слегка неуклюжий, одетый в белое человек. Он помахал собравшимся рукой. Народ радостно аплодировал и скандировал «Франческо!». Папа тихо стоял. А затем он просто произнес в микрофон: «Братья и сестры! Добрый вечер»!
Чтобы описать всю глубину революционности этих простых фраз и жестов, мне кажется, не хватит и несколько страниц текста. Не вдаваясь в тонкости церемониала, лишь скажу, что так никто никогда из Пап не поступал. Затем Папа произнес с улыбкой, помогая себе широкими жестами: «Вы знаете, что конклав должен был дать Риму епископа. Мои братья-кардиналы нашли его практически на краю света. И вот я здесь». Площадь взревела от восторга! Затем (и это был еще один революционный шаг) Папа попросил собравшихся помолиться о нем в тишине, прежде чем он подарит всем традиционное благословение, именуемое Urbi et Orbi (Городу и Миру). И вся площадь на минуту затихла в молитвенном молчании. Такого еще не бывало. После этого над площадью прозвучали слова древней латинской молитвы, испрашивающие благословления всем верующим.
Слово «впервые» чаще всего звучит в описании этого понтификата. Впервые главой Католической Церкви стал латиноамериканец. Впервые он избрал имя Франциск (последние столетия Папы избирают имя в честь своих предшественников). Впервые Папой стал иезуит…
Многие, узнав о принадлежности кардинала Хорхе Бергольо к «Обществу Иисуса», так официально называется орден иезуитов, вспомнили те немногие сведения из советской литературы, повествующие об их коварстве и о том, что именно они являются «тайной гвардией Ватикана». Если и были такие времена, в чем любой знающий человек сильно сомневается, то они уже давно минули. Именно иезуиты стоят в авангарде всевозможных новомодных и либеральных течений в богословии. Труды иезуитов Тияра де Шардена, Энтони де Мелло, Жака Дюпи сталкивались с критикой, а то и вовсе попадали под запрет Ватиканской Конгрегации Вероучения. Широта взглядов членов «Общества Иисуса» во многом связана с отличным образованием. Лучшие католические школы, ведущие католические университеты принадлежат иезуитам.
Отличное образование характеризует и Папу Франциска. Хотя иезуитом он стал почти случайно.
Впрочем, все началось с того, что юный студент-химик с приятелями решил прогулять лекции. Но по пути воспитанный благочестивой бабушкой парнишка решил заскочить на минутку в свою приходскую церковь. И тут он заметил в исповедальне незнакомого священника. Неожиданно для себя юный Хорхе почувствовал сильное желание исповедаться. «Во время исповеди произошло нечто странное, то, с чем я не мог совладать. Я внезапно осознал, что Бог ждет меня, что он ждал меня все время, со Своей любовью и пониманием. Когда я вышел из церкви, то знал, что хочу быть священником», – рассказывал много лет спустя кардинал Бергольо. Но прежде чем он сделал шаг в этом направлении, прошло долгих четыре года.
«Собственно, вначале я не очень-то и знал, хочу я стать приходским священником или монахом. Сначала я поступил в обычную семинарию, но потом я почувствовал, что хочу стать миссионером, лучше всего в Японии. А там работали иезуиты», – вспоминал будущий папа в беседе с авторами книги «Иезуиты». «Кроме того, меня привлекала их отличная организованность, основанная на ответственности. Поэтому я быстро принял решение, что стану иезуитом», – рассказывал кардинал.
К своему первому образованию Хорхе Бергольо добавил научные степени в философии, психологии, литературоведении. Много преподавал, занимался молодежью, а затем был поставлен епископом в родном Буэнос-Айресе, огромной и разноплановой епархии. Столицу Аргентины, как и любые крупные города Латинской Америки, характеризует огромное расслоение общества. Здесь можно встретить шикарные дворцы и роскошные дома, величественные храмы практически рядом с трущобами и крайней нуждой.
Новый архиепископ поступил просто. Он отказался от жизни в епископском дворце и личного автотранспорта. Он поселился в небольшой квартирке в здании епархиального управления. Готовил себе сам, хотя предпочитал обедать в кругу друзей. Ездил на общественном транспорте. Утром по воскресеньям, перед торжественной мессой в кафедральном соборе, ездил на окраины города, чтобы вместе с добровольцами благотворительной организации раздавать чай и выпечку нищим. Это был искренний и непосредственный епископ. Таким же он остался, возглавив всю Католическую церковь.
Служащий в Латинской Америке о. Каспер Капронь очень удачно написал: «Папа Франциск позвонил в киоск и отказался от подписки на газеты… Папа Франциск совершил мессу для садовников, мусорщиков и других работников Ватикана… Папа Франциск в черных ботинках… Папа Франциск в автобусе… и т.д. Каждый день «новая сенсация» нового понтификата. А я спрашиваю: что с нами происходит, если нормальное поведение нас удивляет? Ведь папа Франциск не делает ничего необычного! Его манера поведения — норма, особенно для священника, епископа, кардинала из Латинской Америки (а так же для тысячи других священников, епископов, кардиналов из других регионов мира). Это должно быть нормой для тех, кто подражает Тому, о Ком можно найти такую информацию: Иисус посетил дом своих друзей Марфы, Марии и Лазаря… Иисус в жаркий день сидел у колодца и разговаривал с самаритянкой… Иисус отправился на обед к Симону… Да, правда, что некоторые из Его поступков удивляли. Но давайте спросим: кого? – Фарисеев и книжников!»
Если сравнить фотографии кардинала Бергольо и Папы Франциска, можно сразу заметить большие изменения. С этим соглашается и его родная сестра Мария Елена, которая недавно сказала журналистам, что ее брат «выглядит счастливым и помолодел».
Кажется, что Франциск четко знает, что делать и куда вести церковь. Изменения, как и полагается доброму христианину, он начал с себя. Отказался от папских апартаментов, надевает скромные литургические одеяния, носит серебряные крест и кольцо вместо золотых. Каждый день совершает публичное богослужение. На этом, кстати, стоит остановиться особо.
В позапрошлом веке английский богослов Вильям Ворд, сторонник твердой папской власти, мечтательно говаривал: «Я хотел бы каждое утро читать новую Папскую буллу в “Таймс” за завтраком». Кажется, его мечта сбывается, правда, несколько в ином ключе. Собирая вокруг себя по утрам в часовне святой Марты различных сотрудников ватиканских учреждений (от уборщиц до кардиналов), Франциск произносит короткие импровизированные проповеди, которые тут же становятся достоянием общественности. Их цитируют многочисленные, далеко не только церковные издания. Впрочем, вопреки ожиданиям Ворда, это не новые догматы. Проповеди Папы просты и поняты. Именно поэтому они моментально расходятся на цитаты.
Такая же простота и непосредственность отличает размышления, которые Франциск читает по воскресеньям во время молитвы «Ангел Господень» на площади святого Петра. Во время одной из таких молитв, глядя из окна Апостольского дворца в ответ на крики «Франческо!», пригрозив пальцем, произнес, как заправский пастор-пятидесятник: «Спасибо вам за горячий прием, но окажите такой же прием Иисусу! «Иисус!» Давайте все вместе! Громче, громче»! Стоит ли говорить, что десятки тысяч человек громко скандировали в ответ?
Франциск возвращает в Католическую церковь непосредственность и искренность. Не зря многие сравнивают его с недавними предшественниками. В середине ХХ века Папа Иоанн XXIII, сметя все традиции, накануне Рождества покинул Апостольский дворец и отправился в детскую больницу с подарками. Малышня в восторге приветствовала пузатого старичка (надо сказать, что Папа не отличался худобой) криками «Святой Николай!», так как никто не мог поверить в реальность происходящего. Папа Иоанн Павел II поражал всех непосредственной реакцией на происходящее. Он мог отправиться в госпиталь к больному другу, поменять маршрут официального визита или, отбросив протокол, проповедовать без бумажки с заранее написанным текстом, приведя в состояние шока всю пресс-службу.
Папа Франциск уделяет все большее внимание духовному руководству, пастырской, а не политической составляющей Папства. Он не только дал понять свое намерение реформировать громоздкую Римскую курию, жестко выступив против церковного карьеризма, но и предпринял конкретные шаги. Папа созвал группу кардиналов для консультаций по управлению Вселенской Церковью и для пересмотра организации курии. Причем из восьми кардиналов семь – это архиепископы, служащие в различных уголках мира, занимающиеся конкретной пасторской работой, а не церковные чиновники. Первое совместное заседание намечено на октябрь. Но иерархи уже приступили к консультациям и работе.
По всему миру миллионы католиков, да и не только, надевают футболки и значки с надписями «I love Рope Franciesco». Можно было бы говорить о массовой истерии и рождении очередной «поп-звезды». НО! Все эти люди каждый день читают папские проповеди и стараются изменить свою жизнь, следуя его очень практическим советам: не роптать, не клеветать, являть свою веру поступками, читать и любить Слово Божие…
Это слишком просто и в этих словах не хватает богословской глубины? Давайте попробуем реализовать хотя бы этот минимум, а там посмотрим…
Михаил ФАТЕЕВ
Главный редактор католического портала Gaudete.ru