Апокалипсис, или книга Откровения, не самая используемая книга в богослужебной практике. Её редко используют для составления проповедей, а описываемые катаклизмы и странные образы сделали термин «апокалипсис» в массовом сознании синонимом конца света и уничтожения всего живого.
Это понимание передалось и некоторым христианам: раз Бог уничтожит землю, то стоит ли проявлять заботу об окружающей среде? А между тем Бог ничего разрушать не собирается. Но обо всём по порядку.
В самой книге Откровение Бог называется Создателем неба, земли и моря и всего, что находится в них (10: 6). Бог тот, кто сотворил «небо, и землю, и море и источники вод» (14: 7). Он – «Господь земли» (11: 4). Более того, в Откровении восхваляется роль Бога, как Творца: «Достоин Ты, Господь и Бог наш, принять славу и честь, и силу, потому что Ты сотворил всё, и по Твоей воле всё существовало и всё создано!» (4: 11). Достоинство Бога в том, что Он – Творец.
Разрушения несут силы зла: саранча, которая вышла из бездны (9: 2-3), ангел бездны Аваддон или Аполлион (губитель), зверь и лжепророк. Бог не несёт разрушение, Он лишь только санкционирует суды: печати, трубы, чаши, которые позволяют совершится последствиям человеческих грехов и пороков. Ценность всего творения в глазах Бога очевидна, когда Он приказывает саранче не вредить ни траве, ни зелени, ни деревьям (9: 4).
Поэтому христианам стоит быть более чутким к экологическим проблемам, поскольку и мы можем стать соучастниками зла. Как и Адам с Евой, которые не ощутили мгновенных последствий от съеденного плода, так и действия, ведущие к экологическим проблемам ощущаются в перспективе. К примеру, одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли. В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Таким образом, выбрасывая элементы питания, мы не только губим природу, но и вредим здоровью людей.
Неудивительна поэтому реакция Бога на действия, направленные во вред Его творению. Двадцать четыре старца поют:
«Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Тот, Кто есть и Кто был, что принял Ты силу Твою великую и воцарился. И язычники разгневались, и пришел гнев Твой и время судить мёртвых и дать награду рабам Твоим пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губящих землю». Отк. 11: 19-20 (Кассиан)
Стоит так же отметить, что далее в Откровении, когда говорится о новом небе и новой земле, слово «новый» в греческом языке означает обновлённый. Бог будет восстанавливать разрушенное творение. Наиболее впечатляющее описание будущей мессианской эры содержится у пророка Исаии:
«Будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком. Теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти. Медведица и корова станут пастись вместе, их детеныши будут лежать бок о бок. Будет лев, словно бык, питаться соломой. Младенец будет играть возле змеиной норы, ребенок руку положит на гнездо гадюки. Зла и вреда уже не станут творить на Моей святой горе, ибо знанье о Господе наполнит землю, как вода наполняет море». Ис. 11: 6-9 (РБО)
Именно в этом ключе нам стоит рассматривать заповедь, данную Адаму – господствовать над всем творением. Либо мы будем делать это с любовью и уважением к Божьему творению, или же мы превратимся в тиранов.
Леонид КУКАНОВ