Часть 4: Страх перед наукой
Говоря о неприятии фундаментализмом современных достижений библеистики, мы заметили, что причина этого кроется в страхе перед новым и непонятым, неосмысленным. Часто представители этого течения поступают как дети, закрывшие глаза и думающие, что их никто не видит: если я не буду обращать внимание на проблему — её как будто бы и нет.
Но самое неприятное — это лицемерие, с которым многие из них идут учиться в христианские вузы. Очень много раз я слышал из их уст советы «фильтровать» всю информацию, которая не согласуется с тем, чему учат в церкви. Вы спросите меня, зачем же они идут изучать то, чего не хотят принимать? Ответ очень прост и печален: корочки. Для того, чтобы вести религиозную деятельность, им нужна квалификация теологов или религиоведов, поэтому с большой неохотой они и идут в вузы. А если учесть, что из-за большой загруженности в пасторской деятельности, у них практически нет времени для учебы, ситуация становится совсем катастрофической. Сразу оговорюсь: я с большим уважением отношусь к их служению и должен сказать, что есть такие пасторы, которые при всей загруженности честно пытаются чему-то научиться. Но для большинства это становится всего лишь еще одной отговоркой. А потом некоторые из них искренне не понимают, почему «злой преподаватель» не поставил им зачет «по благодати». В итоге, мы имеем необразованных пасторов с документом о высшем образовании…
Вообще, подобное отношение характерно практически ко всем наукам, особенно гуманитарным. Если учеба ради получения в будущем хорошей работы, в принципе, одобряется, то на стремление учиться ради знаний смотрят с подозрением. «Какие ещё знания? Разве в Библии нет ответов на все вопросы?» Поэтому если ты учишься на филологическом факультете и изучаешь литературу просто потому, что она идет в комплекте с иностранными языками, которые тебе потом понадобятся на работе — это нормально. Но если ты проявляешь искренний интерес к ней — то это уже тревожный сигнал. С историей та же самая ситуация — кое-где недоверчиво относятся даже к тому, чтобы создать домашнюю группу по изучению истории христианства, потому как в церкви «нет такой необходимости». К психологии отношение разное: одни пасторы понимают важность психологического консультирования с христианских позиций, другие говорят, что «христианские психологи» не нужны, ибо все советы каждый может найти в Библии. Ну а про философию я даже и не говорю: тут тебе сразу припомнят Послание к Колоссянам 2:8. (Хотя само использование этого места говорит о незнании исторической ситуации, ведь автор говорит здесь не о философии вообще, а о конкретном гностическом учении; позже христиане как раз использовали инструментарий античной философии для построения христианского богословия, например, в учении о Троице).
Проблемы продолжаются и в естественных науках. Возьмем для примера хотя бы отношение к теории эволюции. Мы уже обсудили богословское значение первой главы Библии, теперь взглянем на это с другой точки зрения. Надо признать, что какого бы мнения мы насчет этого вопроса не придерживались, научное сообщество (да и обычные люди, окружающие нас) имеет по этому поводу довольно однозначную позицию. Но вместо того, чтобы допустить возможность истолкования Библии в таком ключе (или хотя бы не заострять внимание на этом вопросе), фундаменталисты с упорством, заслуживающим лучшего применения, продолжают настаивать на шести днях творения. Неудивительно, что в обществе после этого складывается образ церкви, застрявшей в средневековье. А стереотипы не так-то легко искоренить. Недавно один либеральный журналист мимоходом попрекнул христиан: дескать, в Библии вообще написано о том, что Солнце вращается вокруг земли. «Что за несусветная чушь!», подумал я, «это не библейские авторы утверждали, а Аристотель с Птолемеем! Католическая же церковь в средние века просто заимствовала данную гипотезу как наиболее продвинутую для своего времени, пока не появились факты, доказывающие обратное». Тем не менее, если мы отбросим эмоции, вызванные очевидной ошибкой журналиста, мы поймем, что она обусловлена стереотипом современного человека о необразованности и отсталости верующих. Стереотипом, который мы сами создали и за который будем еще долго расплачиваться.
Тем не менее, нужно быть справедливыми и понимать, что данная тенденция не возникла на пустом месте, а имела свои объективные причины.
Анатолий ЗАХВАТКИН