Согласитесь, когда заходит разговор про известных рок-звезд, очень трудно остаться на нейтральной позиции. Кто-то будет кричать про гениальность и уникальность музыкантов, кто-то начнет рассказывать про отвратительный образ жизни, который они ведут. И те, и другие часто бывают неправы. Не нужно огульно обвинять рок?музыкантов во всех возможных смертных грехах. Тем не менее, не нужно впадать и в другую крайность, делая из них белых и пушистых ангелов. Автобиография бывшего гитарита группы «KoЯn» Брайана «Хэда» Уэлча искусно обходит как Сциллу осуждения, так и Харибду идеализации музыкантов.
Это тем более ценно, потому что обычно свидетельства обращения людей к Богу грешат схематизмом и банальностью. Рассказывается о том, каким злым и грешным был человек, и как он потом внезапно решил измениться и стать хорошим. Но почему-то практически никогда не говорится о том, какие мотивы привели человека «на дно» и что именно заставило его задуматься о своей жизни. К счастью, книга Брайана Уэлча является исключением из правил.
«Спаси меня от самого себя»: эта мысль является ключевой в книге. Она проходит через неё красной нитью. Сам Брайан признается, что одноименная песня на недавно вышедшем сольнике является его любимой. Вся книга представляет собой историю стремления музыканта убежать от своего ужасного характера и найти в себе что-то хорошее, на что можно было бы опереться.
Рассказ начинается с детства. В отличие от многих книг, где просто показывается отпадение героя от невинности, Брайан пытается искать причины, по которым он избирал то или иное направление в своей жизни. Одним из главнх факторов, конечно же, являлась его семья. «Я не хочу сказать, что я рос с жестоким отцом или что-то в этом роде, потому что он не был таким; когда он был хорошим, он действительно был хорошим. Но когда он становился зол, он становился страшным. Это были ужасные моменты… Склонность моего папы выходить из себя из-за мелочей, действительно повлияла на меня в моей жизни. Злость в его голосе помещала страх в меня, который я держал в себе всё время». Этот глубоко запрятанный страх привел его к тому, что в своих фантазиях он начал представлять себя жестоким парнем, вымещающим свой страх и злость на ком-то другом.
Но не стоит думать, что Брайан просто перекладывает свою вину на отца. Ближе к концу книги автор описывает свой разговор с отцом во взрослом возрасте: «Я рассказал своему отцу, как его злость повлияла на меня, когда я был маленьким мальчиком, и что это продолжило влиять на всю мою жизнь. Мой отец извинился за всё, что он сделал в прошлом и сказал мне, что любит меня очень сильно. Он объяснил мне, что у него были проблемы в его жизни в прошлом, что он не знал, как с ними совладать, потому что его собственный отец поступал точно так же, когда мой отец был мальчиком. Эта злость была нашим семейным проклятьем, которое повторялось в каждом поколении нашей семьи».
Но самое главное, что это объяснение не является попыткой оправдаться самому. Понимание этого помогло Брайану поставить себя на место тех подростков, которые переживают то же самое. В одной из песен он так и поет: «Твои родители подвели тебя и я здесь, чтобы сказать тебе Восстань! Мир надругался над тобой и я здесь, чтобы избрать тебя!»
Вообще, очень часто в своих песнях Брайан говорит молодым людям как бы от имени Бога. Он не учит их жизни — они и так триста раз слышали от своих родителей, «что такое хорошо, и что такое плохо». Он поет о том, что Бог их понимает. Их злость, страх, недоверие к Богу являются естественной реакцией на лицемерие и унижения, которые они видели в доме родителей. Но это не является причиной, чтобы замыкаться в своем мире. Бог дает им другую перспективу развития. Теперь им не нужно будет притворяться и играть кого-то другого. Бог прежде всего хочет искренности. И то, что Брайан, только что обратившись к Богу, говорит об этом, отличает его альбом и автобиографию от многих других.
Вообще, нужно сказать, что его подход к творчеству является на удивление смелым и нестандартным. Очень часто музыканты из мира, пришедшие к Богу, начинают мыслить и творить христианскими стереотипными категориями. Этой участи не избежал в свое время и Боб Дилан, когда стал в своих песнях слепо повторять «пакет внушенных ему христианских доктрин», что вызвало негативную реакцию светских критиков. Люди хорошо чувствуют, говорим ли мы что-то из сердца или просто пересказываем заученную информацию. Что находится в нашем сердце — вера или религия?
Поэтому ещё одна из тем, которую затрагивает Брайан — это его протест против религии. Под этим словом он понимает набор правил и ритуалов, в которые могут превратиться наши отношения с Богом. Он пишет: «Вся искусственно сделанная религиозная чепуха должна умереть. Неважно, христианская это религиозная чепуха, или какая-то другая — вся она должна умереть. Эта гордость отталкивает молодых людей от церквей, и это всё просто обязано уйти. Потому что там, где дух Бога, там свобода». Об этом он поёт и в своей песне «Умри, религия, умри!» Музыкант вдохновляет всех «избавляться от менталитета «воскресного христианства» и выходить в мир, чтобы изменять его».
Но как нам изменять мир? Огнем и мечом? Брайан объясняет это на своем примере. После ухода из группы он начал яростно обличать своих бывших соратников, заявляя, что «их не интересует ничего, кроме денег». Естественно, это вызвало ответные выпады со стороны музыкантов «KoЯn». Отношения оставались напряженными до тех пор, пока Брайан не сделал первый шаг. «В тот момент уже прошло достаточно времени с того момента, как я с Джонатаном обменялись множеством неприятных слов через прессу. Когда я встретился с ним, я извинился перед ним за все те глупые вещи, которые я сказал через прессу. И он сделал то же самое. Это было потрясающе. Коротко, но в точку». Мы можем изменить мир не громкими пафосными высказываниями, а своей любовью, которая должна проявляться во всех наших поступках.
Марк Твен говорил, что «когда пишешь роман о взрослых, то наперед известно, где надо поставить точку, — на свадьбе». То же случается и с многими христианскими свидетельствами — они кончаются рассказом о примирении человека с Богом и о его дальнейшей победоносной жизни. Книга Брайана честно говорит: даже после того, как он покаялся, у него были периоды падений, сомнения в Боге, даже злости на Него. Но Господь гораздо более рад, когда мы искренне высказываем Ему все свои мысли, даже негативные, чем когда мы ходим с натянутой фарисейской улыбкой и пытаемся запихнуть все возникающие вопросы в глубины нашей души. Нет смысла «казаться хорошими», ведь Бог видит всё. Наша искренность гораздо больше его впечатлит, в то время как «закрытое» поведение просто не даст Ему возможности помочь нам.
P.?S. Ну что ж, это вовсе не конец истории Брайана. Им уже написана новая книга «Омытый кровью». Жизнь продолжается. Будут новые вопросы, ответы, новые испытания, снова вопросы… Ведь таков путь искреннего христианина, каким является Брайан «Хэд» Уэлч. Какими, я думаю, и мы все желаем быть. Ведь искренность и открытость – это лучшее оружие против религии, главного врага христианства.
Анатолий Захваткин
Студент Русской Христианской Гуманитарной Академии (РХГА) г. Санкт-Петербург.