Признаюсь честно: я – необразованный провинциальный недо-филолог, так как всем известный роман Виктора Гюго «Отверженные» не читал. Но казаться умным всё же приходится, поэтому, тяжело вздохнув, я поплелся на экранизацию мюзикла по этому произведению, чтобы хоть как-то ликвидировать свою безграмотность.
Теперь серьезно. Антипатия к Гюго у меня возникла со школьных лет, когда меня, подростка-«христианина» в 7 классе заставили читать его роман «Девяносто третий год», повествующий о французской революции. Наивному мальчику, который знал о революциях только по событиям российской истории, казалось, что всякая революция – это чистое зло, всегда сопровождающееся при этом борьбой с религией. О том, что готовит почву для революций, я особо не задумывался и представлял себе все эти события в черно-белом ключе. После прочитанного кое-как «93 года» у меня сложилось впечатление, что Гюго ярый революционер, соответственно, я поставил на нем жирный крест.
Впоследствии, тем не менее, я очень часто встречал в различных книгах размышления о законе и благодати с отсылкой на сюжет «Отверженных». Сей факт был принят во внимание («хм, возможно, Гюго, не такой безбожник, как я считал»), однако подвигнуть к прочтению книги оказался неспособен. Но кино я решил посмотреть.
Сразу оговорюсь, что рекомендаций давать не буду, потому что слишком разное отношение у людей к такому жанру как мюзикл. Я не являюсь поклонником мюзиклов, но и раздражений (как опера) он у меня не вызывает. Возможно, кому-то покажется глупым/нудным/фальшивым то, что 95% экранного времени актеры поют. Если Вы относитесь к таким людям, то я предупредил. Потому что дальше пойдут одни похвалы.
Будучи интровертом, я часто сопереживаю происходящему на экране (или в книге), но очень редко даю своим чувствам выйти наружу. В этот раз сдержать их не получилось. Если при изображении революции я ещё держался, то на финальных аккордах не выдержал. И не я один. Поэтому имеет смысл запастись носовыми платками.
Вообще, надо отметить замечательную игру актеров, особенно Энн Хэтэуэй, которой не зря дали «Оскара» за лучшую роль второго плана. Все партии были записаны не в студии, а «живьем», чтобы добиться большего реализма. И действительно, когда слышишь, как у актеров перехватывает дыхание и дрожит голос, забываешь, что они поют, потому что это кажется совершенно естественным.
Теперь о революции. Нисколько не оправдывая её, я, тем не менее, в последнее время начинаю понимать её относительную правду. Может быть, причиной тому, обстановка в современном российском обществе… Революцию обычно начинают те, у кого больше всего болит сердце за других. Те, которые больше не могут смотреть на страдания других и имеют достаточно мужества, чтобы попытаться что-то изменить. Другое дело, что на их место очень скоро встают функционеры, бюрократы, а потом и люди, точно так же одержимые жаждой власти. Но история, рассказанная в «Отверженных» — не из такого числа, и поэтому в конце фильма несбывшиеся мечты о справедливости этих юных мальчишек очень тесно переплетутся с напряженным ожиданием грядущего Царствия Небесного, в котором все земные трагические противоречия будут преодолены.
В заключение же хочется сказать, что «Отверженные», на мой взгляд, фильм из разряда таких, которые нужно не разлагать по полочкам, а прочувствовать целиком, потому что в нем всё со всем взаимосвязано. Если получается этого достичь, то зритель исчезает из кинозала и оказывается вплетенным в Историю, с которой становится одним целым.
Анатолий ЗАХВАТКИН