Размышления, навеянные подготовкой к библейскому уроку: «Иисус или Варавва» и прочтением книги Гейла Ирвина «Стиль Иисуса».
Если бы мне предоставили возможность выбирать, кого бы я хотел сыграть в пасхальной постановке, я бы выбрал роль Пилата. По некоторым причинам меня привлекает этот человек. Хотя все историки как один отзываются о Пилате нелестно, в деле Иисуса он для меня тоже жертва. Евангелие от Иоанна, пожалуй, наиболее полно раскрывает образ прокуратора Иудеи. Прочитайте Ев. от Иоанна, 18:28 – 19:16
«Я никакой вины не нахожу в нем» — вот первоначальный вердикт Пилата. Но что это? Иудеи все равно требуют смерти Иисуса. « Вот я наказал его, а теперь отпущу». Но и это не удовлетворяет. И хотя этот напор смутил Пилата, он продолжает искать возможность отпустить Иисуса. И тут звучит роковое: «А может, ты не друг кесаря?» До того времени кесарю уже поступали жалобы на правление Пилата, и он был недоволен им. Еще одна жалоба могла положить конец карьере прокуратора, а возможно и жизни. Иными словами: или ты сделаешь, как мы хотим, или потеряешь все. Твой «выбор» — ?
Проблема Пилата актуальна и сейчас. Каждый из нас постоянно сталкивается с этим. И называется она манипуляция. Что же это такое? Манипуляция — вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, но так, чтобы у него сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.
С манипуляцией мы сталкиваемся постоянно. Люди в миру, не получив от нас чего-то, удивляются: «Ведь ты же христианин, ты должен помогать людям!» Даже уверенные в своей правоте, мы после таких слов часто чувствуем вину. А это как раз то, чего люди от нас добиваются, то, что они навязывают нам. Идя на уступку таким людям, мы утешаем себя тем, что, возможно, благодаря этому человек придет к Богу. Как правило, так не бывает, потому что тот, кто навязывает нам свою волю, преследует свои собственные цели. Добившись того, чего они от нас хотели, они уходят. Мы же начинаем мучиться еще больше от понимания того, что нас просто использовали.
Обиднее всего, когда манипуляция встречается в церкви. Разве не приходилось вам слышать фразы: «А что о нас подумают люди?» или «А как мы будем выглядеть в глазах других верующих?» Но разве прилично подстриженные волосы, нерваные джинсы или бездумное исполнение всех поручений делает нас истинными учениками Христа? Разве Иисус учил нас этому?
Прочитайте Ев. Иоанна,13: 34,35. Согласно новой заповеди Иисуса есть только одна особенность, отличающая нас от мира: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Только любовь друг ко другу по-настоящему свидетельствуют о том, кто мы такие.
Почему же в проповедях бывают слышны фразы: «Христианин должен постоянно посещать служения», «Верующий человек должен регулярно читать Библию». Должен, должен, должен… Создается впечатление, что с верой в Бога и принятием спасения мы влезли в долги по уши и до конца жизни. Как хочется ответить словами брата Павла: «Я никому, ничего не должен, кроме взаимной любви». Взаимная любовь, любовь друг к другу (Ин.13:35) – вот единственное наше обязательство и отличие.
Иногда же, видя нужды мира, мы начинаем хвататься за все служения. Целыми днями бегаем, стараясь помочь всем нуждающимся, пока не падаем обессиленными, обещая самим себе больше не заниматься этими бесполезными делами. Вы снова столкнулись с манипуляцией и манипулировали собой вы сами.
Чувство вины, своей собственной ничтожности, физическое и моральное истощение – вот последствия манипуляции.
Но из таких ситуаций можно выходить и победителем. Достаточно взглянуть на жизнь Иисуса, который тоже не раз подвергался попыткам манипуляции.
Главный способ сопротивления – это смирение. Смирение – это не значит притворяться ничтожным. Это значит видеть себя таким, каков ты есть, без принижения или возвышения себя. Быть максимально честным с самим собой. Когда ты знаешь, кто ты такой, тебе легко сопротивляться лести (Мк 12:14,15), ты знаешь свои возможности и не взвалишь на себя больше, чем можешь унести. Ты не Бог, и тебе не под силу решить проблемы этого мира своими силами.
Второй способ – уход (Ин.6:15). Манипулирование лишает нас права выбора и принуждает действовать по плану, составленному другими людьми. Но служение – это выбор. Лишать человека права выбора – значит совершать преступление против личности. Там, где есть угроза свободе выбора, там нет любви. В таких случаях можно поступить как Иисус – уйти, но оставить за собой право выбора.
Иногда же правильным ответом на манипуляцию будет твёрдое «нет». (Мк.8:11-13). Частью процесса манипуляции может быть требование обосновать свой отказ. Ответ давать необязательно, однако ваше решение отказать должно быть основано на любви и желании служить людям. Часто после отказа люди устраивают «сцены». Это тоже часть процесса манипуляции. Надо быть готовыми к этому и не позволить себя обмануть. Манипуляция – это болезнь и, позволяя манипулировать собой, мы вносим свой вклад в развитие болезни, тогда как наше противостояние может быть частью процесса исцеления этого человека.
Можно быть уверенными только в том, что Бог не хочет манипулировать нами. С самого начала он предложил нам полную свободу выбора. Никогда Он не скажет: «Ты потеряешь спасение, если…». И за это я Ему благодарен.
Николай ЕРОХИН