Снять серьёзное кино сложно. Снять серьёзное кино, которое вызовет массовый отклик у зрителя, – почти невозможно. Но на то и Никита Михалков, чтобы удивлять тогда, когда этого совсем не ждешь. А ведь кто мог подумать, что кино без остросюжетной составляющей продолжительностью 2 часа 40 минут может приковать зрителя к экрану так, что он забудет про всё на свете?
Итак, 12 присяжных из разных слоев общества собираются для того, чтобы вынести приговор чеченскому мальчику. Виновен он или нет в убийстве своего приемного отца — бывшего офицера? Вроде бы все улики подводят к положительному ответу на вопрос. Но один из присяжных предлагает разобраться в этом деле более тщательно…
Как подать зрителю дискуссию длиной во весь фильм так, чтобы она не воспринималась как скучное морализаторство? Михалков находит ответ на этот вопрос. Каждый актер у него буквально выплескивает на зрителя свой внутренний мир, причем это смотрится так органично, что совершенно не видишь элементов этой мозаики — они складываются в единое целое. Каждый персонаж несет в себе свою историю, свои переживания, которые помогают ему оставаться не абстрактной моделью, а живым человеком как с достоинствами, так и с недостатками.
Хотя уже практически в начале многие могут предугадать схему развития сюжета, в конце у режиссера заготовлен для нас сюрприз. Создается впечатление, что, задав нам первоначально задачку по математике для начальной школы, в конце он предлагает персонажам, а заодно и расслабившимся зрителям, решить уравнение из области высшей математики. «Закон превыше всего, но что делать, когда милосердие становится выше закона»? Вот вопрос, на который Михалков предлагает ответить нам всем в конце фильма. Ответить не теоретически, а оглянувшись на свою жизнь и осознав, что каждое наше действие может оказать решающее влияние на жизнь наших ближних.
Анатолий ЗАХВАТКИН