И зображенный на постерах к фильму “Беовульф” суровый воин сразу же вызывает у нас мысль, что нам опять предлагают фэнтези-боевик про очередного супергероя, который спасает мир от мирового зла. Тем не менее, не будем так скоры на суждения и попробуем разобраться.
“Беовульф” — это англосаксонский эпос конца VII — начала VIII века. Сюжет несложен: молодой герой Беовульф из племени гаутов, узнав о бедствиях короля данов (чудовище Грендель напал на его дворец), предлагает свою помощь. Одержав победу, он убивает мать Гренделя в её подводном жилище и, осыпанный почестями, возвращается на родину, где правит пятьдесят лет. После этого ему приходится сразиться с драконом, опустошающим его земли. Он побеждает — но только ценой своей жизни. Надо сказать, что первоначально чисто языческая поэма была частично переработана неизвестным монахом в христианском духе. Автор и его герои часто упоминают Господа Бога; в эпопее встречаются намеки на библейские сюжеты, видимо, понятные тогдашней “публике”, язычество явно осуждается.
Авторы сценария нового фильма Нил Гейман и Роджер Эйвэри вместе с режиссером Робертом Земекисом продолжили работу монаха и сделали христианские мотивы в фильме ещё более заметными. Для этого им, однако, пришлось заметно усложнить сюжет. Главным сюжетным стержнем является тема искушения. Мы узнаём, что у короля данов Хротгара, оказывается, есть что скрывать, да и Беовульф оказывается вовсе не безукоризненным. Жажда славы, добычи и княжеских наград — вот высшие ценности героя эпоса, это главные пружины его действий. В погоне за этим он надеется только на себя. Но что делать, когда требуется не только физическая сила, но и сила духа? Тут мы и понимаем, что, будучи героем в глазах других, он на самом деле является рабом греха, а “грех рождает смерть”. То, что кажется языческому герою небольшой слабостью, не стоящей внимания, в конце концов разрастается до чудовищных размеров и угрожает погубить всё, что ему дорого. То, что было тайным, становится явным. “За грехи отцов…”, – обличает его один из персонажей фильма, после того как дракон нападает на деревню. И тот, похоже, начинает понимать губительность своего прежнего языческого взгляда на мир, потому что с горечью замечает: “Мы, люди, сами стали похожи на чудовищ”. Тогда же приходит осознание ответственности за свои поступки – и Беовульф спасает людей от бедствия ценой своей жизни.
Открытый финал также заставляет зрителя задуматься. Искушение, которое не преодолел Беовульф, теперь стоит перед его преемником. Как он поступит — нам неизвестно. Это ещё одно напоминание о том, что выбор всегда остается за нами. Сколько бы раз мы ни оступались, у нас всегда есть шанс выбрать другой путь, начать всё сначала, с чистого листа.
P.S. Несмотря на безусловно глубокий христианский смысл произведения, следует заметить, что рейтинг PG-13, присвоенный фильму, может показаться некоторым слишком мягким из-за натуралистичных боевых сцен и эпизодов с обнаженной натурой, пусть и всего лишь нарисованной (“Беовульф” — анимационный фильм). Поэтому решение о целесообразности просмотра этого фильма – за Вами.
Анатолий ЗАХВАТКИН