Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет… (Мф. 17:1-2)
Иисус в дни Своего земного служения однажды отвел Своих любимых учеников в особое место, чтобы показать им Свою Славу. Так же и в нашей жизни Он присутствует постоянно, но бывают такие особые места и времена, в которые Он преображается перед нами, открывается нам совершенно по-особенному, как никогда еще не открывался. Для меня таким местом стала французская деревня Тэзе, в которой небольшая община монахов принимает молодежь со всего света.
Но надо начинать с начала, не так ли? А начало вот какое. Жил да был швейцарец французского происхождения по имени Роже. Задумчивый мальчик из очень верующей семьи, переболевший в ранней юности туберкулезом. Его бабушка по матери во времена Первой мировой войны принимала в своем доме беженцев, и этот пример сильно запал ему в душу. Во время Второй мировой войны, оказавшись на родине матери во Франции, Роже занимался тем же самым – принимал беженцев. В 1942-ом году ему пришлось уехать, но он вернулся в 1944-ом и уже не один, а с несколькими мужчинами и сестрой и продолжал делать то же самое. Постепенно беженцы кончились, но начались сироты. А как это все превратилось в то, что есть сейчас – большая загадка для меня. Но, тем не менее, сейчас в Тэзе живет сотня братьев, принимающая еженедельно толпы молодежи. Толпы примерно такие, какие Иисус кормил пятью хлебами и двумя рыбками. Каждому приехавшему дается шанс неделю пожить «с Богом», по сути – монастырской жизнью, понять как оно, задать вопросы о христианстве и получить ответы. Никого никуда не тянут и ни в чем не пытаются убедить, но для многих эта неделя становится реальной встречей со Христом.
Монастырская жизнь – это как? Ну, во-первых, церковные службы-молитвы, три раза в день: в 8.00 перед завтраком, в 01.30 перед обедом и в 8.00 после ужина. На молитву созывают колокола, их звон разносится далеко по окрестным холмам. На территории Тэзе есть Церковь Примирения, которую построили сами братья, – огромный ангар, изнутри покрытый ковролином. Все садятся прямо на пол. В середине — искусственными цветами огорожен прямоугольник, где сидят братья, ведущие службу, спереди – алтарь, весь уставленный свечами. Приходишь, находишь себе какой-нибудь участок ковролина, садишься, глаза привыкают к темноте. Горят свечи, из передней части храма, как белые тени появляются один за другим братья в облачениях с капюшонами. Кто-то идет легко, как танцуя, кто-то очень медленно, хромая. Потому молодые братья сидят сзади – докуда дольше идти, а старые – спереди. Служба-молитва не похожа на службы никаких других конфессий. И, наверное, в ней есть что-то от каждой. Открывают службу несколько песнопений. В Тэзе отказались от песен с большим количеством слов, в каждой песне – буквально несколько строк, выражающих какую-то очень простую библейскую истину. Эти строки повторяются на разные лады (обычно большая часть народа поет простую мелодию, а на фоне этого выводят разную красоту солисты). Между песнями – чтения Писания на нескольких языках. Потом идет собственно молитва, в середине молитвы – тишина, длящаяся от семи до десяти минут. Успеваешь подумать очень о многом, раз десять убрести мыслями совсем не туда и опять вернуться. Но бывает и так, что успеваешь по-настоящему остаться наедине с самим собой и Богом, услышать Его присутствие в «веянии тихого ветра». И такое молчание, такая встреча – в сердце Тэзе.
После утренней молитвы народ отправляется на, так называемое, «Библейское введение». Кто-то из братьев выдает на день библейский отрывок и немного его комментирует, задавая темы для дальнейших обсуждений в малых группах. Малые группы, постоянные на всю неделю, формируются в первый день по международному принципу. То есть, стараются делать так, чтобы в каждой группе были люди из разных стран. В Тэзе приезжает очень много немцев и поляков – просто потому, что эти страны рядом и доехать проще всего. Но бывает и экзотика, вроде Африки, Кореи и… России. У нас библейское введение вел брат Максим, обаятельный тридцатилетний француз. Происходило оно в небольшом крытом помещении. Появлялся брат, садился на стол, а ноги ставил на одну из скамеечек. В руках он держал два микрофона. Рядом с ним воздвигалась значительно более мощная фигура Петера – руководителя большой группы немцев, лютеранского пастора по совместительству. Максим вещал в первый микрофон по-английски, а потом они с Петером, перекрикивая друг друга, переводили одновременно на французский и на немецкий. Иногда перед началом собственно библейского изучения он просил людей из каких-нибудь экзотических стран рассказать о своей стране. Вот и нам в одно утро пришлось представлять Россию.
А во второй половине дня проходят тематические семинары. Темы самые разнообразные: об иконах, о причастии глазами ранних христиан, о красоте в повседневной жизни.
Каждый приезжающий в Тэзе получает работу, чтобы в общине был порядок. Координируют работу не столько братья, сколько, так называемые, «перманенты», приехавшие в Тэзе подольше, чем на неделю. Чаще всего работа прозаическая — что-нибудь типа мытья туалетов или уборки, но у нас была совсем другая. Мы были хранителями источника. В Тэзе есть такое особое место – источник св. Этьена. Вокруг него – садик, в который люди могут прийти посидеть в тишине, почитать или помолиться. Но необходимо хранить тишину. Вот за этим мы, соответственно, и следили в течение двух часов каждый день — чтобы люди вели себя тихо и не разговаривали в голос. Ну, еще мы должны были собирать мусор, но мусора там не было. В пару дождливых дней не было, в общем-то, и людей. В пруду у источника живут огромные рыбы, которых мы ежедневно кормили печеньем и хлебом. Они даже приплывали сами ко времени начала нашего дежурства к концу недели. Нашей работой руководил один увлекающийся перманент из Нидерландов, который все время забывал про наши встречи, и в качестве извинения приносил нам шоколадки.
Я много написала о внешнем, а что же было главным, как же именно преобразился передо мной Христос в Тэзе? Основное послание Тэзе, общины, возникшей в разобщенные времена Второй мировой войны, – это послание мира. Мира между Богом и людьми, и между людьми и людьми. Мира как возможности и как реальности, созидаемой каждым из нас. Мира как красоты и творчества в нашей повседневной жизни, сотворчества Богу в Его любви ко всем нам.
NB