В 1693 году швейцарский священник Якоб Амман и его последователи откололись от меннонитского движения из-за того, что они считали недостаточно строгим его отношение к грешникам. Они считали, что совершивший грех человек должен быть изгнан из церковного братства, и никто не должен с ним общаться до тех пор, пока тот не раскается и не будет восстановлен. В 1712 году французский король Людовик XIV изгнал из своих владений всех его последователей (которые по имени своего основателя стали называться «амиши»). Большинство из них эмигрировали в Америку.
Главной чертой их вероучения является полное отделение от мира. Они отказываются от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона и прочих удобств. Амиши — приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом. Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца. Браки амиши заключают только со своими единоверцами. Всё это направлено на то, чтобы сохранить себя от зла, которое царит в мире.
Вполне возможно, что пример именно этого движения стоял перед глазами режиссера М. Найт Шьямалана, когда он снимал свой фильм «Таинственный лес», который рассказывает нам подобную историю о затерянной в лесах деревушке Ковингтон, основатели которой однажды решили уйти из Городов, так как там погибли насильственной смертью дорогие им люди. Они хотят спастись от зла, которое процветает в окружающем мире, и поэтому запрещают выросшему новому поколению покидать поселение.
Что такое зло и страдания? Как их можно избежать в нашей жизни? Что делать, когда общество, в котором ты живешь, насквозь пропитано грехом? Как относиться к миру? Как к «дурному месту, где живут злые люди»? Возможно ли человеку сохранить чистоту и невинность? Вот вопросы, которые всегда ставит перед собой верующий человек.
Очень часто христиане отвечали на них уходом из мира: они строили вокруг себя заборы, чтобы зло не проникло к ним, уходили от людей, чтобы спастись от искушений. Мотивы такого поведения ясны: они заключаются в отношении ко злу как к чему-то инородному, внешнему, от чего можно защититься, возведя вокруг себя мощные стены. К сожалению, практика показывает, что зло скрывается в нас самих, а не где-то снаружи. Своими силами мы не сможем спастись от него. Нам нужен Тот, кто Один может прогнать тьму нашего сердца своим светом.
Ещё одна причина не уходить в леса — в том, что не только мы нуждаемся в спасении, но и этот мир тоже. Неужели мы будем прятать надежду, которая есть у нас, глубоко в себе? Как пел однажды Борис Гребенщиков: «Я забыл на секунду — чтобы здесь был свет, ток должен идти по нам». Самое главное — не бить током окружающих, не хвалиться своей исключительной святостью и непохожестью на других. И не взваливать на людей бремена неудобоносимые, которые могут казаться нам неотъемлемой частью нашей христианской жизни, но не имеют никакого значения для Бога. Ведь для Него важны не ритуалы, а наша любовь к Нему. Не отделение от мира или война против него, а победа, прежде всего, над самим собой.
Анатолий ЗАХВАТКИН