«Красный треугольник»
Петербург впечатляет своими дворцами, храмами, великолепными набережными. Но в то же время жизнь простых горожан немыслима без простых утилитарных вещей, например, электричества или общественного транспорта. А в XIX веке такими необходимыми вещами было газовое освещение, и, как ни странно, калоши, простая резиновая обувь. От газового освещения остались только газгольдеры, которые напоминают о том времени, а резиновую обувь ещё продолжают выпускать, но уже, конечно, не в тех масштабах.
История предприятия началась в 1859 году, когда немецкие купцы Людвиг Гейзе и Христиан Дисен арендовали участок и учредили «фабрику калош и других резиновых изделий в Санкт-Петербурге». Ансамбль комплекса формировался в течение 1860 — 1910 годов, и теперь огромные корпуса Товарищества «Треугольник» тянутся вдоль Обводного канала почти от Балтийского вокзала до Старо-Петергофского проспекта. Их ряд перебивается водонапорными башнями и необычной аркой, под которой сейчас находится главный въезд, а когда-то там была река Таракановка, которая текла от Фонтанки. Корпуса, в экономических целях, были построены в «кирпичном стиле», тогда набиравшем популярность в промышленном строительстве. Сейчас они производят очень сильное впечатление и создают мощный силуэт, который составляет особый образ этой части Петербурга.
Как все вредные производства, мануфактура была построена за пределами города, на южном берегу Обводного канала, и на работы принимали в основном женщин, чей труд оплачивался невысоко, но каждое утро на проходной выстраивалась длинная очередь.
Предприятие очень быстро набирало темп, поэтому находившаяся по соседству фабрика «Макинтош» не выдержала конкуренции и вынуждена была продать своё производство.
В советское время, под влиянием времени, завод стал называться «Красный треугольник». Объединение стало гигантом резиновой промышленности, и в глубине участка были построены новые корпуса, которые никоим образом не вписались в комплекс исторических построек.
В 1960-е годы забросили самый старый корпус, в котором находилась водонапорная башня. Там до сих пор сохранились старые цеха и коридоры с рельсами, по которым возили продукцию. Долгое время, пытаясь приспособиться к новой рыночной обстановке, владельцы сдавали помещения под склады, репетиционные точки многочисленных музыкальных групп. Всё большей популярностью стали пользоваться цеха и внутренний двор у музыкантов, фотографов, художников. Там проходили показы мод, выставки, концерты. В середине июля сего года несколько творческих групп решили объединиться, и на прощание, перед тем, как корпуса окончательно передадут под офисы, устроить там действо, которое соединит в себе музыку, поэзию, показы кино и несколько выставок. На мой взгляд, им это почти удалось.
Будущее «Треугольника» типично для наших дней. Старое мало кого интересует, от него хотят поскорее избавиться. Оно напоминает о величии и столичности Петербурга. В кирпичные стены толщиной больше метра вставляют дешёвые стеклопакеты, дело за внутренностями. Остаётся только надеяться, что не будут ломать каменные полы и кирпичные своды по металлическим балкам, чтобы построить новое из стекла и бетона. Качество и красота уже не являются основными критериями. И не будем забывать, что весь комплекс старых зданий — более восьмидесяти корпусов — находится под охраной государства.
Екатерина КОВАЛЕВА
При написании статьи использовались материалы КГИОП и книга «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга».