Всякая плоть как трава. Мы растем, расцветаем и увядаем. Размышление об этой истине делает нас мудрыми и ведет нас в нашем призвании в качестве лидеров и сочинителей песен. Мы недолговечны, но о нас заботится Бог, который не меняется, не торопит и всегда верен в Своей любви, которую щедро изливает на каждое поколение.
Наша недолговечная природа служит объяснением тому, что мы имеем склонность забывать прошлое, почему порой мы считаем, что наше поколение лучше предыдущего. Да, на самом деле мы богаче в материальном плане. Но наши семьи надломлены, наши умы страдают рассеянностью, наши расписания перенасыщены, и многие из нас просто пытаются продержаться. Хотя большинство людей в нашей стране говорят о том, что они христиане, наша культура не является христианской, и кажется, что постхристианское мировоззрение впитало в себя функции церкви.
Сегодня церковь больше, чем когда бы то ни было, должна быть местом мира и молитвы. Существует настоящая нужда в песнях, которые приносят успокоение, мир, исцеление и надежду со словами, которые отражают радость жизни в присутствии Господа.
Сокровищницы
С самого начала существования церкви Господь излил благословения на Свой народ. Дары учительства и песен хвалы были даны каждому поколению. Благодаря наследию наших праотцов каждое поколение должно быть богаче в славословии, чем предыдущее. Многие пастора осознают это и цитируют отцов церкви в своих проповедях, эффективно используя дар, данный Богом разным поколениям. Авторы песен поклонения могут поступать таким же образом. Многое из того, что мы сочиняем, зависит от того, как мы видим себя. Как написано в Послании от Иоанна 15: 5, мы должны видеть себя соединенными со Христом: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Господь – щедрый даятель всех добрых даров, и Его цель — построить и взрастить Свою невесту Церковь.
Мы не первые верующие и уж точно не последние. Скорее, мы часть героической процессии, покрывающей тысячи лет, и учеников, чья вера находится в Иисусе Христе. Было бы неразумно игнорировать дары, данные церкви Богом в прошлом. Почему мы должны упускать мудрость и красоту духовного мастерства прошлых поколений?
Полезно в настоящем
Конечно, поглощенность прошлым может сыграть не лучшую роль. Люди, которые практикуют подобное, как правило, настолько интересуются историей, что забывают свою цель в настоящем. Необходимо учитывать как прошлое, так и настоящее, чтобы получить максимально полную картину. Когда мы смотрим на прошлое, легко романтизировать его и, как результат, пропустить то, что Бог делает сегодня.
Наша цель – знать о том, как наше поколение вплетено в полотно продолжающейся традиции поклонения. Прошлые поколения уделяли большое внимание различным аспектам веры при написании музыки поклонения. Слова Исаака Уоттса в XVIII веке опирались на иной подход, чем гимны Романоса Мелода (византийский сочинитель гимнов, VI век). Замечательный христианский гимн «Let All Mortal Flesh Keep Silence» («Да хранит молчание всякий смертный») был переделан англичанами в конце XIX века из гимна IV века. И нет причин, почему современные авторы песен не могли бы проделывать такую работу для нашего поколения, в действительности мы видим все большее проявление этого, что радует. Такая работа делает прошлое важным и позволяет нам переживать таинственное причастие со святыми. Есть сила, которую мы можем черпать, зная, что мы соединены со Христом, как и наши предшественники. Как и при путешествии на Святую Землю, есть преимущество в признании нашего отношения к прошлому. Память позволяет нам переживать верность Бога в историческом сообществе и занять свое место в процессии последователей Христа, получая от Него саму жизнь.
Прославляя Того, Кто подкрепляет нас
Дом Господень — это место для общения и молитвы, место для всеобщего упования на Божью волю «на земле, как и на небе» и для нахождения мира в том, чтобы возложить наши заботы на Того, Кто заботится о нас. Прославляя Бога, Который есть «Первый и Последний», прославляя Его как того, Кто создал и подкрепляет все то, что существует, что когда-либо существовало, мы выходим за границы наших забот, грехов и трудностей в жизни и находим удовлетворение в том, что совершил Христос и Его любовь к нам.
Стремление к веселому времяпрепровождению в церкви может быстро стать препятствием к общению с Богом. В желании идти в ногу с нашим поколением мы зачастую забываем «снять нашу обувь», когда поклоняемся святому Господу. Благоговение не означает недостаток радости, напротив – это глубокое уважение. Если мы не благоговеем перед святостью Бога, возможно, мы потеряли чувство причастности к Нему, так как эти вещи взаимосвязаны. Рискуя быть слишком критичным, все же думаю, что важно серьезно задумываться над тем, как мы поклоняемся Богу. Может мы стали бесчувственными к тем великим делам, которые сотворил Господь, или потеряли свое место в служении для Его Царства? Или нам стоит больше петь о Его великих делах, чем о своих чувствах, и позволить Духу Святому работать с нашими сердцами?
Много лет назад, после того, как я провел поклонение воскресным утром, моя хорошая знакомая сказала мне, как много оно значило для нее в тот день. Разговор закончился совсем не так, как я ожидал. «Самым чудесным было то, что я не могла видеть тебя с того места, где я сидела, и поэтому я не отвлекалась от прославления Господа». «Забавно, — подумал я, — что кто-то может поблагодарить Бога за то, что не видел меня», но потом подумал еще раз и понял, что этот разговор был весьма ценным даром. В конце концов, я не хочу заставлять людей прославлять Бога. Я хочу играть и петь вместе с ними, используя музыкальные дары, которые дал мне Бог для того, что помочь мне славить Его.
В последние несколько месяцев у меня была возможность работать над проектом по переозвучиванию гимнов, которые были написаны ранними христианами – «Оды Соломона». В процессе работы я постоянно возвращался к уроку, преподанному мне в то воскресное утро – каким образом я могу переозвучить эти удивительные песни прошлого так, чтобы они не отвлекали людей от прославления и в то же время помогали им встретить безвременного и великого Бога?
Взять известный гимн и превратить его во что-то модное или стильное – это не переозвучание в моем понимании. Такое часто делается и всему есть свое место, однако я бы хотел представить перед сочинителями песен прославления и лидерами задачу более глубокую артистично – найти способы использования песен поклонения из прошлого для того, чтобы произвести новую благоговейную музыку для пения в церкви.
Осознание
В нашей церкви мы поем классические гимны и, как многие церкви, используем инструментальную паузу перед последним куплетом. Причина этого заключается в том, что эти гимны по большей части настолько полны теологического учения и доктрины, что прихожанам становится сложно это впитать. Пока я играю музыкальные вариации на тему песни, идет музыкальная пауза – время, когда можно обдумать то, что поется, и осознать слова, а потом мы переходим к последнему куплету.
Я буду первым, кто признает, что этот способ, хотя и эффективный, может наскучить. Часто я бы предпочел петь песни менее отягощенные содержанием и сокращенные до размышлений об одном аспекте прославления. Классические гимны чаще используются в качестве учителей и проповедников теологии, нежели выражают реакцию на великие библейские истины. В этом случае так много аспектов символа веры переполняют одну мелодию, что ослабляют музыкальное произведение в целом. Если в песне с красивой мелодией в одном куплете поется о том, как велик Бог-Создатель, а во втором — о праведном гневе святого Господа, то слова могут потерять свое значение, мелодия будет не к месту и наше выражение поклонения станет несвязным.
Таинственная музыка
Музыка несет информацию, со словами или без них. Она учащает наш пульс или успокаивает нас. В ней есть сила, чтобы передать радость или грусть, победу или поражение. Сочинение музыки о том, что делает Бог, требует от нас практики благоговения в передаче музыки. Когда мы сочиняем музыку для церкви, мы должны искать то, что наполнит дом Божий звуками красоты и мира. Если при написании музыки на первом месте у нас будет стоять любовь и желание послужить, то в результате гимны будут более творческими в плане выражения и не будут страдать излишней нравоучительностью.
Человеческая сущность
Так почему бы нам не забыть все новое и просто не вернуться к старым добрым гимнам? Потому что мы люди и у нас есть склонность становиться бесчувственными к тому, что знакомо. По этой причине для всех нас жизненно необходимо постоянно связывать настоящее с прошлым и пополнять библиотеку песен прославления, чтобы мы могли петь как знакомые, так и новые песни, чтобы наши сердца не очерствели.
Я уже говорил о своей работе по переозвучиванию сокровищ первого известного сборника церковных гимнов, найденного в городе Антиохия. Это коллекция из сорока двух гимнов, известных как «Оды Соломона», стала для меня окном, через которое я увидел прославление ранней церкви.
Я прошел бесценное обучение у знаменитого богослова Хьюза Олифанта Олда и под его руководством получил представление о жизни ранних христиан в этой части мира. Хотя это время в истории нельзя назвать легким (преследования свирепствовали, и даже признать веру означало подвергнуть свою жизнь риску), гимны Церкви были наполнены такой радостью, любовью, удивлением и благодарностью. Я осознал, что хотел бы, чтобы это выражалось и в моей жизни тоже. Надеюсь, что с таким пониманием мы сможем видеть себя как служителей тела Христова в этом мире и помогать другу помнить великие вещи, которые сделал Бог в жизни тех, кто был до нас. Неважно, к какой культуре или веку мы принадлежим, мы все ветви одной Лозы.
Джон Эндрю Шрайнер
Перевод: Мария Ерохина