«Между землей и небом — война»
В. Цой
Хорошая песня. В которой говорится о вечном противоборстве духовных и мирских ценностей. Но есть и небольшая загвоздка: Она, как и множество других произведений культуры, порой создает в головах людей ложный стереотип, что это противоборство — вечно. Иными словами, будто бы свет и тьма являются двумя началами этого мира и ведут борьбу, которой никогда не суждено кончиться. Например, если попросить человека назвать противоположное слову «Бог» понятие, наверное, практически все скажут «дьявол».
Но христианство всегда ощущало тонкую грань, отделяющую подобное прочтение образа сатаны, от опасного и разрушительного для монотеистического сознания дуализма (как в зороастризме), при котором Добро и Зло становятся практически равноправными и возможно поклонение сатане как высшей силе. Мы знаем, что дьявол противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество Зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный Его державы, который только и может, что обращать против Бога силу, полученную от Него же. Поэтому полезно будет вспомнить слова К.С. Льюиса о том, что «сатана — вождь и диктатор «бесов» — противоположен не Богу, но архистратигу Михаилу», главе добрых ангелов.
Помимо этого, дуализм приводит к неправильному представлению о соотношении материи и духа. Очень многие еретические движения в Средние века (например, катары), опираясь на это, заявляли, что материальное начало мира являет собою сгусток всего отрицательного. Поэтому плотский грех объявлялся максимальным из возможных грехов; беременная женщина рассматривалась как находящаяся на особом попечении дьявола, ибо именно он посредством соития заключает свободные души, стремящиеся в небо, в тюрьму плоти. Всё это может показаться гротескным и далеким от реалий наших дней, но сколько христиан сегодня любят противопоставлять дух и плоть и валить всё на последнюю! Мы забываем, что в грехопадении Адама и Евы главную роль сыграл именно духовный грех, гордыня и желание быть независимыми от Бога. Да и сегодня многие грехи, с которыми мы боремся, находятся в духовной плоскости: ненависть, зависть, ссоры, гнев… Как сказал один христианский философ: «Это наша плоть пострадала от грехопадения духа, а не наоборот».
Ситуация осложняется ещё и тем, что многие церкви начинают приравнивать плотское к «мирскому», категории, которая вообще имеет очень расплывчатый характер. Что это такое — не знает никто. То ли это всё, что несет разврат, то ли любое, что не проповедует открыто христианство. А некоторые христиане и вообще готовы посчитать за «мирское» всё то, что «сделано не в их церкви»… Как в анекдоте о человеке, потерпевшем кораблекрушение, который построил на необитаемом острове две церкви только для того, чтобы потом заявить: «Это — моя церковь. А вон в ту церковь я не хожу». Опять противостояние: мы, церковь, — и всё остальное, что её окружает. Мышление, которое в основе своей имеет ненависть и подпитывается ей.
Может, уже хватит наступать на одни и те же грабли сотый раз подряд? Может, пора понять, что жизненная палитра состоит не только из черного и белого цвета? Может быть, нам всем стоит иметь перед своими глазами плакат-предупреждение: «Осторожно, дуализм»?
Захваткин Анатолий