Что мы выбираем?
Когда у нас начинают болеть зубы, мы, недолго думая, обращаемся к врачу-стоматологу. Так же мы поступаем, если у нас сломалась бытовая техника — обращаемся с этой поломкой в соответствующие службы. Однако, так серьезно заботясь о физической сфере своего бытия, мы порой совершенно бездумно относимся к его духовной и душевной стороне.
Возможно, это происходит из-за того, что духовная сфера менее заметна, не столь явно заявляет о себе, и мы забываем о ней в жизненном круговороте. Но наша душа – далеко не последняя по важности часть жизни (см. Притчи 4: 23), и значит, люди, непосредственно связанные с нашим духовно-душевным развитием, должны быть профессионалами своего дела. Ведь мы впускаем их в свое внутренние пространство, доверяем им и надеемся на них в моменты внутренних проблем. Именно им мы готовы открыть наши самые потаенные переживания и мысли.
Оглядываясь назад и думая о сегодняшнем дне
Насколько вы доверяете своим душепопечителям? Достаточно ли вы уверены в них, как в добрых пастырях? Проще говоря, являются ли они профессионалами своего дела – служения? А если нет, то что они делают или собираются сделать, чтобы исправить свое положение?
Пятнадцать или двадцать лет тому назад проблема непрофессионализма служителей вообще не стояла перед протестантской церковью в бывшем Советском Союзе, а если же и стояла, то не так остро, как сейчас. Приходилось решать совсем другие вопросы: как выжить и сохранить дух Евангелия в нелегких условиях, в которые были поставлены верующие люди. Прихожане поместных церквей прекрасно понимали, что о профессиональном душепопечении в то время не приходилось даже мечтать.
Отношение и требование к церкви меняется
На сегодняшний день прошло уже более пятнадцати лет свободной возможности благовествовать (без преследования верующих в таких масштабах, как раньше). Религиозный (христианский) мир видоизменился, вырос, расширился и частично расправил свои крылья. Вначале 90-х годов люди с чувством эйфории ловили каждое слово проповедника, стоявшего за кафедрой. В головах верующих почти каждый день рождались новые идеи о том, как донести Благую Весть окружающим. Появлялись христианские театры, музыкальные студии, христианские СМИ и т д. Это было время поиска утерянного духовного начала, попытка найти поддержку в Боге, когда привычный мир рухнул, оставив людей один на один со своими страхами и проблемами.
Но постепенно отношение людей к церкви начало меняться. В последние несколько лет уже незаметно прежней эйфории, люди теперь не столь открыты для каждой произнесенной с кафедры фразы. Верующие более склонны «просеивать» получаемую в церкви информацию.
Чем же вызвана перемена отношения прихожан к своим церквям? Не будем торопиться вешать на людей ярлыки, мол, они «жестоковыйные» и «холодные». Сначала попытаемся проанализировать ситуацию.
Причина Первая
Одной из причин является нынешнее более или менее благоприятное, по сравнению с 90-ми годами, политико-экономическое положение в стране.
Девяностые годы прошлого века можно охарактеризовать как период кризисов и тяжелых испытаний для нашей страны. Российское общество переполняло чувство безысходности и потери каких- либо ориентиров. И в этот момент единственным островком некоего спокойствия и уверенности являлась церковь. Церковь (по историческим причинам), была на тот момент, пожалуй, единственным общественным институтом, который являл собой некую непоколебимую и не подверженную изменениям времени систему. Люди находили в ней отдохновение от политических, экономических и просто житейских неурядиц, которые захлестнули общество. Кроме этого, церковь предлагала ответы на различные насущные вопросы, поэтому люди почувствовали к ней живой интерес. Они понимали, что кому-то небезразличны, и им действительно по мере своих сил пытаются помочь.
Люди, ставшие прихожанами церкви и почувствовавшие результаты настоящей заботы, преображались в учеников Христа, пытаясь хотя бы чем-то послужить на благо расширения Царства Божьего (своего рода попытка отблагодарить церковь за проявленную заботу). Они принимали решение реализовывать свой внутренний потенциал в церкви, а не во внешнем мире, где не было возможности или средств для самореализации.
В последние восемь лет в стране постепенно, может быть, впервые за годы реформ в России, пусть не столь быстро, как хотелось бы, но приходит в дома людей чувство спокойствия за свое будущее. Люди начали по-настоящему планировать свою жизнь, делать некие прогнозы, если не с долгосрочной перспективой то, по-крайней мере, на ближайшие пять или семь лет. Это, безусловно, затронуло и людей, посещающих протестантские церкви. Та сила и энергия, которую они столь долго и планомерно отдавали на служение церкви, теперь стала перенаправляться в иное русло. Люди начали планировать и устраивать собственную жизнь. Это не говорит о том, что христиане стали менее «горячими» по отношению к Богу. Необязательно. Просто многие из них начали более активно, чем раньше, уделять время собственной жизни.
Причина Вторая
Другой причиной снижения интереса к церкви является то, что люди «обожглись» во время пребывания в некоторых служениях (при церквях или от церквей). Некоторым из них порой совершенно необдуманно, не основываясь на Священном Писании, обещали то, чего сам Бог никому не обещал и не гарантировал. Одним из примеров этому может послужить вопрос о том, как Бог помогает людям (верующим) в решении их проблем.
От некоторых проповедников часто можно услышать, что после того, как люди искренним сердцем признают Иисуса Христа своим Господом, их невзгоды и трудности уйдут раз и навсегда. Безусловно, подобная возможность решения проблем подкупает и является весьма заманчивой. Кто не хотел бы подобного, столь легкого избавления от собственных забот и неурядиц? Это неминуемо порождает желание, пусть даже подсознательно, но все же переложить ответственность со своих плеч на другие (в данном случае на Бога). Некоторые люди «клюнули» на эту наживку.
Но постепенно новообращенный человек начинает замечать то, что проблемы не исчезают сами собой, и у него возникает определенное недоумение: «Почему со мной не происходит того, что обещали с церковной кафедры?» В дальнейшем он начинает разочаровываться в Боге (а, точнее сказать, в проповеднике и его обещаниях) и отходит от Бога, хотя никакой Его вины в этом нет. Таким образом, люди в церкви попадают в западню неверного прочтения и истолкования текстов Библии, а значит, и их практического применения.
Причина Третья
Еще одной причиной меняющегося отношения прихожан к церкви является их духовный рост. Раньше новообращенные христиане нуждались в почти ежедневной опеке со стороны душепопечителей, а теперь это вполне самостоятельные люди, которые сами могут позаботиться о себе. На сегодняшний день почти каждый член какой-либо поместной церкви является достаточно информированным человеком в области религиоведения и смежных наук. Каждый вполне свободно может приобрести литературу по той области в богословии, которая его заинтересовала. Теперь уже нет острой необходимости занимать очередь для приема к пастору, чтобы иметь возможность задать вопросы и получить на них ответы. Достаточно протянуть руку к книжной полке, и ответ уже найден, вполне ясный и достаточно компетентный.
Сегодня прихожане церкви ждут четких и ясных ответов на поставленные вопросы, на которые порой не найти однозначного и быстрого ответа. И чтобы ответить на них, возможно, потребуется весьма основательно «порыться» не только у себя в голове, но и в соответствующей литературе. Короткая фраза «я за Вас помолюсь» уже не удовлетворяет людей. Во-первых, человек уже научился молиться сам, а во-вторых, одной молитвы здесь мало, требуется серьезное принятие решения и действия.
Люди, приходящие в Церковь и являющиеся ее членами, живут в современном обществе и знают его основные законы. Один из них — чтобы быть востребованным специалистом, необходимо иметь достаточно хорошее образование и высокую квалификацию в своей области. Такое же требование члены церкви предъявляют и к церковному руководству, и оно не является выражением их эгоистических желаний. Просто люди хотят, чтобы их церковь была успешной во всем, была лучшей. Люди хотят гордиться той церковью, которую они посещают!
И если руководство поместной церкви не осознает (или не хочет осознавать) то, что требования общества к себе и к отдельному индивидууму меняются, и не будет стремиться к постоянному развитию, повышению квалификации, то не стоит удивляться, когда члены церкви захотят уйти из нее и присоединиться к другой.
Церковь должна быть живой, а значит подвижной во всех своих проявлениях. Она должна быть готовой дать серьезный и компетентный ответ на вопросы современного общества и предложить возможные пути выхода из трудного положения. Если церковь не будет готова к этому, то не стоит ждать увеличения роста церквей, как количественного, так и качественного. Церкви в подобной ситуации придется решать другой вопрос, который будет постоянно стоять перед ней: «Как удержать людей?»
В какую сторону необходимо направиться сегодня?
Сегодня в церкви существует масса искусственно рожденных проблем. В большинстве своем эти проблемы появились из-за непрофессионализма (отсутствия грамотного подхода к своей работе) руководства и служителей протестантской церкви в России. Под словом «профессионализм» в служении (работе), необходимо подразумевать такие качества, как ответственность, компетентность (соответствующее образование и подготовка), высокие морально-этические принципы, которые основываются на Св. Писании, авторитетность, опыт в служении (если уже имеется), любовь к своему делу и т. п.
Это не говорит о том, что люди, не обладающие подобными качествами или обладающие только частью из них, должны быть незамедлительно отстранены от своих служений. И опыт, и компетентность приходят и проявляются со временем, но если служитель церкви не стремиться их обрести, то стоит призадуматься, занимает ли он свое место или нет.
Мы живем в эпоху специализации, глобализации и повсеместного развития коммуникаций (и не только технических). В связи с этим нам необходимо быть профессионально подготовленными сотрудниками Царства Божьего, чтобы в процессе работы или служения нам не приходилось заниматься разрешением тех трудностей, которые явились результатом нашей же неподготовленности и безответственности. Профессионализм и еще раз профессионализм поможет нам не оказаться за бортом корабля под названием «Общественная Жизнь». Профессионализм сделает нас востребованными и интересными для современного общества. Церковь — это не только один из общественных институтов, но на сегодняшний день для рыночного общества она является одной из услуг, предлагаемых на «рынке идеологий», который переполнен различными религиозными, морально-этическими и философскими учениями. Многие из них довольно красиво представляют себя. Кто-то покупает этот идеологический товар, но вместе с идеологией в красивой обертке человек приобретает билет в царство тьмы и боли. Об этом нам стоит помнить.
Я не призываю нас подчиниться правилам игры рыночных отношений, где побеждает сильнейший или, точнее сказать, хитрейший, но нам стоит кое-чему научиться. Я также не предлагаю обернуть христианство в яркую упаковку, хотя внешний вид играет не последнее место при выборе товара. Главное, что товар должен иметь – это хорошее качество.
Христиане, без малейшего чувства стыда за церковь (из-за того, что порой в ней происходит), должны быть готовы пригласить на служение своих неверующих друзей, родных и соседей. Пригласить туда, где будут чистые сидения, приятная обстановка, искренне приветливые служители и прихожане, а за кафедрой будет стоять человек, отлично знающий свое дело. Все это является элементами профессионализма и простого уважения к себе и людям, и этому необходимо учить людей в церкви (и клир, и мирян). Необходимо прекратить «играть» в христианство. Надо встать, встряхнуться и наконец-то начать делать свое дело, как это следует. Тогда нам не придется ломать голову над тем, как удержать людей в церкви. Перед нами встанет совсем иной вопрос: «Готов ли я и моя поместная церковь к приходу гораздо большего числа новых прихожан»?
Цветков Павел