Те христиане, которым нравятся книги и фильмы о Гарри Поттере, постоянно встречают в них параллели с библейскими учениями и сюжетами. Сама Роулинг тоже признавалась, что ее христианские убеждения оказали серьезное влияние на все семь книг цикла. Хотя Гарри и далек от идеала, в чем-то он действительно напоминает Христа, а его противник, темный лорд Волдеморт, явно представляет Дьявола.
Конни Нил, автор книги «The Gospel According to Harry Potter», все эти параллели видит очень хорошо. Представляем вашему вниманию небольшую компиляцию одной главы из ее книги, которая посвящена шестой книге цикла, «Гарри Поттер и принц-полукровка».
Избранный
—?Видишь ли, люди считают тебя «Избранным», — сказал Скримгур. — Они считают тебя героем — и безусловно, Гарри, ты герой, неважно, избранный или нет! Сколько раз ты уже встречался с Сам-Знаешь-Кем? Впрочем, как бы то ни было, — продолжил он, не дожидаясь ответа, — дело в том, что для многих ты — символ надежды, Гарри. Мысль о том, что кто-то способен, что кому-то даже предначертано уничтожить Сам-Знаешь-Кого, — это, знаешь ли, очень воодушевляет.
Гарри считают избранным, потому что именно он, согласно пророчеству, сможет победить Темного лорда. Косвенно это подтверждает и сам Волдеморт, потому как он весьма интересуется личностью Гарри и даже «помечает его как равного». Прибавим сюда то, что Гарри несколько раз оказывался с Волдемортом лицом к лицу и выжил, и становится понятно, почему мир волшебников возлагает на него такие надежды.
Некоторые читатели считают, что все это уподобляет Гарри Христу или Мессии. Да, некоторые эпизоды в жизни Гарри действительно имеют параллели с событиями из жизни Иисуса Христа, которого Новый Завет объявляет Избранником, Мессией, единственным и исключительным.
Вот что говорит о нем пророк Исаия: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Исаия 42: 1?4).
Если считать Гарри «избранным», то он явно не дотягивает до этого описания. «Принести справедливость народам» и не «остановиться, пока истина и праведность не возобладают на всей земле» — все это явно не о Гарри, учитывая его склонность лгать и нарушать правила, когда это выгодно.
Слова «избранный» и «помазанный» встречаются в Библии не раз и далеко не всегда по отношению к единственному Избранному. Часто «избранным» называется просто народ, которому Бог предназначил выполнить определенную задачу. Ветхозаветная книга Судей постоянно применяет слово «избранный» к народу Бога в целом. Далее, Давида Бог избрал царем Израиля. В одном месте Бог даже предсказывает, что человек по имени Кир станет его избранником, чтобы восстановить Иерусалим и вернуть на родину изгнанных в Вавилон евреев (см. Исаия 45).
Хотя в общем и целом Гарри Поттер «избран» для победы над определенным врагом, ряд его черт однозначно не присущи Христу. Иисус Христос, истинный Избранник, прожил жизнь без греха. Это крайне важно, поскольку его жертвенная смерть на кресте могла искупить человечество только в том случае, если бы он не согрешил сам. Уже одно это обстоятельство сильно отличает Гарри от Христа. Однако если сравнивать Гарри с одним из ветхозаветных судей, то сходств действительно немало. Возьмем ситуацию с Гедеоном: молодой человек видит, как на его народ нападают мадианитяне, затем Бог назначает его руководить сражением, и это подтверждается сверхъестественными знамениями от «ангела Господа» (см. Судьи 6?8).
Если рассматривать Гарри как человека, «избранного» Провидением сразить Волдеморта, выполнив тем самым некую божественную волю, тогда, безусловно, это про него. Скримгур (министр магии) безусловно прав в одном: людей воодушевляет мысль о том, что есть высшая сила, Автор мира, который заранее знает исход истории и определяет человека, способного победить зло.
Любовь. Только любовь
—?И что, когда пророчество говорит, что у меня есть «сила, неизвестная Темному лорду», имеется в виду просто любовь? — спросил Гарри, ощутив внутри какую-то опустошенность.
—?Да, только любовь, — ответил Дамблдор.
Любовь. Только любовь. Эта сила защитила Гарри еще в детстве, когда его мать отдала за него свою жизнь. Любовь — самый загадочный объект, изучаемый в Департаменте тайн; по словам Дамблдора, там есть комната, «которая всегда закрыта. В ней содержится сила, которая одновременно и более прекрасна, и более ужасна, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы». Именно любовь побудила Гарри броситься на помощь Сириусу, именно она защитила его от соблазна темной магии. Любовь, наполнявшая его сердце и ум, изгнала Волдеморта, который хотел завладеть и тем, и другим. По большому счету, в любви — вся разница между Гарри и Темным лордом.
Библия тоже говорит, что любовь — это добродетель всех добродетелей. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1?3). Дальше Павел перечисляет свойства любви и подводит итог: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
У Волдеморта любви нет. Он не любил ни своих родителей, ни бабушку с дедушкой, ни кого-то из воспитанников или воспитателей приюта. Не любил он никого из собственных Пожирателей смерти, ни даже самого себя. И действительно, если бы Том Риддль познал любовь, то и Волдеморта никогда не было бы. Библия говорит, что любовь «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 6). Поскольку Том не знал любви, он радовался злу. Именно в этом он и уступал Гарри.
Гарри же, напротив, любил своих родителей, крестного отца, учителей и друзей, и это помогло ему выбросить Волдеморта из своего сознания во время сражения в Министерстве. Хотя Гарри долгое время недооценивал силу любви, именно эта сила, превосходящая его самолюбие, стала решающей в его борьбе со злом.
Сила незапятнанной души
—?Ты проник в разум лорда Волдеморта, не повредив самому себе. А он не может проникнуть в твой разум, не испытав смертельные муки, он понял это в Министерстве. Я думаю, Гарри, он не понимает, почему так. В тот момент он так спешил расчленить на части собственную душу, что не преминул задуматься о несравнимой силе незапятнанной и целой души.
Волдеморт спешил, потому что хотел срочно создать больше крестражей, чем любой злой маг до него. (Крестраж — особый предмет темной магии, служащий достижению бессмертия.) Он не задумывался о несравнимой силе незапятнанной и целой души.
В Писании говорится: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Титу 1: 15).
С каждым содеянным злом, с каждым убийством, с каждым созданным крестражем Том Риддль становится все более испорчен, теряет все больше человеческих черт, приобретая все больше черт змеиных. По мере погружения в пучину зла разум и совесть Волдеморта оскверняются. Он ни испытывает ни малейших угрызений совести, когда творит зло и причиняет людям боль. Он совершенно не понимает, что есть средство, могущее спасти его душу.
В детстве у Тома и Гарри было много общего: обоих вырастили маглы, оба поначалу считались чужаками в мире волшебников, оба любили нарушать правила. Между тем, если Том постепенно становился эгоистичным, испорченным, кровожадным и ожесточенным, то в жизни Гарри происходят прямо противоположные изменения.
У Гарри развивается добрый характер. Он осознает свою склонность к неправильным поступкам, и это его беспокоит. Мы видим, как он стремится отомстить Сириусу Блэку, когда считает, что тот предал его родителей. Когда он узнает, что на самом деле это был Питер Петтигрю, ему явно хочется, чтобы Люпин и Сириус его убили. Но он вдруг понимает, что не может стоять в стороне, и останавливает их. Взрослея, Гарри обучает свою совесть, приучая ее делать то, что правильно. Конечно, он не идеален и не безгрешен, но он возрастает в добродетели и учится предпочитать интересы других собственным.
Библия не поддерживает точку зрения многих противников цикла о Гарри Поттере, что положительный персонаж должен быть непременно безгрешен. Каждый библейский персонаж хотя бы раз совершал серьезные ошибки и грехи, вплоть до убийств, прелюбодеяний и богоотступничества. В этом смысле Писание сходится с поттерианой: мы видим, как одни герои ожесточают свою совесть вплоть до саморазрушения, а другие признают свою греховность, прислушиваются к голосу совести и обретают подлинное величие.
Одним из ярчайших примеров тому является царь Давид. Когда его армия была на войне, он согрешил с женой одного из своих самых преданных воинов. В результате она забеременела, и он попытался обманом заманить ее мужа с поля боя домой, чтобы он с ней переспал и решил, что ребенок — его. Когда эта уловка не сработала, Давид отправил ее мужа в самую гущу сражения, и он погиб. Затем Давид решил, что вина за убийство его миновала, но пророк открыл ему всю правду, и это стало тяжелым испытанием для совести царя. Он пишет: «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя… Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. » (Псалом 50: 5-7, 9?12).
Гарри Поттер не менее грешен, чем любой из нас. Более того, над ним давлеет дополнительное бремя: когда Волдеморт пытался его убить, его часть мистическим образом вошла в Гарри. Между тем Гарри очень сильно отличается от Тома Риддля. Когда он понял, что может быть наследником Слизерина, это его сильно встревожило. Когда им овладевало желание отомстить, он находил в себе силы остановиться. Снова и снова мы видим, как Гарри делает правильный выбор, прислушиваясь к голосу совести. Когда он совершал неприглядный поступок и его разоблачали, он с готовностью нес наказание. В отличие от Волдеморта, он умел остановиться и подумать, не вредит ли то или иное действие его душе, — и сопротивляться ему при необходимости.
В Новом Завете говорится: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иакова 1: 27).
В заключение отметим, что если судить Гарри по этим критериям, то он справился бы на отлично.
Перевод: Антон Чивчалов
Адаптировано с разрешения автора по источнику: «The Gospel According to Harry Potter, Revised and Expanded Edition», Конни Нил, Westminster John Knox Press, 2008.
Оригинал опубликован на сайте: www.christianitytoday.com
гарри поттер почти = Иисус Христос….и мальчик страдает..и у него выдержка библейского героя? Такого отстоя, простите, еще не было…
Анна, ну ка поведайте нам, чем вас обидел столь милый очкастый мальчик ? 🙂
По моему автор лишь изложил свои мысли подкрепив их обоснованиями, причем статья взята с сайта christianity today, а это извините меня АВТОРИТЕТ
Да и в конце концов у всех свои мнения, а называть это отстоем без своего обоснования, как раз и есть ОТСТОЙ с вашей стороны 😛