Ответ на статью «Христианские фрилансеры»
Проблема, поднятая в статье, реальна, но она не является чем-то особенным, христианским. Проблема противостояния индивидуума и коллектива, человека и системы существовала во все времена. Однозначного победителя назвать не удается. Отдохнувший побежденный поднимается наверх, а потом они меняются вновь… Сейчас мы перешли от общества с коллективным мышлением к утверждению ценности индивидуума. Нас успешно научили не подсказывать «тонущему» товарищу у доски и не давать списывать. Мы «знаем», что предложить другу скопировать музыкальный диск является не признаком дружбы, а преступлением против 8-й заповеди. Молодые лучше, чем представители прежних поколений, вписываются в бизнес-среду, где конкуренция является атмосферой, которой нужно дышать. А значит надо найти свои лучшие стороны, реализовать их, обогнать в этом остальных. Все что мешает — откинуть.
Я не хочу сказать, что это плохо. Это просто нынешние условия жизни. Более того, убежден, что именно христианство обратило внимание общества на ценность индивидуума. Достаточно вспомнить послание к Филимону или утверждения о равенстве всех во Христе в послании к Галатам.
Подобное столкновение ценностей существует и в христианской церкви. Более того, оно может существовать и в одном человеке. Но главный вопрос, который стоит себе задать, состоит не в том, что важнее и что должно победить, а в том, как этого противостояния избежать.
Люди всегда будут доставлять друг другу беспокойство и неприятности. Такова уж природа общения. Даже в общении с идеальным собеседником — Богом — много неожиданностей и неприятностей. Тем более грешные люди… «Я не пряник, чтобы всем нравиться» — иногда с вызовом говорим мы другим. И они должны с этим считаться.
Любое сообщество, включая церковь, — это пакет таких «непряников». Более того, в церкви часто ожидается достаточно большая степень открытости, а значит, вся наша начинка становится виднее. И всем нам, трущимся друг о друга в этом пакете, бывает нелегко. Естественная реакция — убежать, ограничить свое общение проверенной безопасной областью: социальная сеть, концерт, семинар. Некоторые, даже оставаясь в церкви, отгораживают себя от остальных, выстраивают невидимую границу, избегают опасной близости. И это понятно — никто, обжегшись, не захочет вновь испытывать боль.
Но как бы ни хотелось, навсегда ограничить себя безопасными рамками не удастся. Ведь в замысле Божьем много внимания уделяется именно Божьему НАРОДУ. Народ входит в обетованную землю, он же изгоняется из земли в плен (причем, среди уведенных в плен были как грешники, так и праведные люди). В Новом Завете мы читаем о верующих как о новом народе: «Некогда не народ, а ныне народ Божий». Именно народ сражается в последней битве — Армагеддоне, именно народ встречается с Богом в Его явлении в Новом Иерусалиме. Судьба христианина неразрывно связанна с судьбой народа.
Тягчайшим наказанием за преступление для еврея было: «Истребится душа та из народа» (и здесь совсем необязательно видеть физическую смерть). А в Новом Завете мы читаем о такой высшей мере наказания, как отлучение от общины, или ограничение в общении. В наше же время для некоторых, наоборот, пребывание в общине превращается в наказание. Рамки, правила, требования, люди, с которыми мне общаться неинтересно или неприятно… И я не буду спорить и говорить, что это неправда. Не буду говорить, что в церкви все гладко и хорошо. Хоть как пастору мне и хотелось бы сказать это хотя бы про свою церковь.
Важно понять, что, хочу я этого или нет, мне придется учиться жить с Божьим народом, если я планирую разделить его будущую судьбу. И даже не просто «жить с», но быть частью этого народа.
В этом и состоит тайна домостроительства Божьего, о которой написано в послании к Ефесянам: соделать из двух одно. Там речь шла о враждующих и непонимающих друг друга культурах: иудейской и языческой. Люди, принадлежавшие к разным культурам, оставаясь неидеальными, продолжали причинять друг другу боль (о гордости, превозношении, обидах, похоти и властолюбии в Новом Завете написано достаточно много), но все эти разные люди вливались одну общину. Как это происходило? Павел честно признается, что это тайна, которую не могут понять даже ангелы. Поэтому меня как пастора больше удивляет не то, почему люди уходят из церкви, а почему они здесь остаются? Наши прихожане — обычные люди, служители — далеки от идеала, а о своих недостатках я знаю гораздо больше, чем показываю. Единственное объяснение — чудо и тайна домостроительства Божьего. И все, что я могу сказать тем, кто остался без общины — не успокаиваться, искать свою, и воспользоваться ей, как тренировочной площадкой, для того чтобы приготовиться к тому, как нам всем вместе предстоит провести вечность.
Лев ГРИНФЕЛЬД
Пастор церкви «Преображение»
Директор Транс Мирового Радио, Санкт-Петербург
Лев, спасибо за анализ проблемы и статьи.
В словах «люди всегда будут доставлять друг другу беспокойство и неприятности» заложена мудрость. Да, действительно, такова природа. И с этим никто спорить не может. В отличие от вашего тезиса из второй половины статьи об идентичности ветхозаветного и новозаветного понятий «народа Божьего».
В Новом Завете понятие народа Божьего содержит в себе фантастическую по сравнению с иудаизмом степень свободы: интеллектуальную и духовную. Единственным условием вхождения в народ Божий, согласно Новому Завету, является вера (не будем углубляться сейчас в детали). Христианский фрилансер, согласно моему определению, уже часть народа Божьего. Он верит и несет какое-то служение. Скажу больше: даже если верующий во Христа человек вообще никогда не являлся членом конкретной общины, я не могу исключить того, что он все же движим Святым Духом и несет свое служение. Потому что частью народа Божьего делает нас Бог и Его благодать. Именно поэтому я совершенно спокойно отправляю настоящих фрилансеров в путешествие: я уверен, что рано или поздно они примкнут к «своей общине» и будут общаться с «непряниками» различных сортов. Я нахожу важным, что верующие имеют право на свое мнение. Лучше на несколько лет стать фрилансером, чем быть растоптанным в церковной организации. Библия полна примеров, когда люди ошибочно считали себя «народом Божьим» и делали совсем не то, что хотел Бог, не правда ли?
В заключение я опять соглашусь с последними вашими строчками о призыве «не успокаиваться», «искать свою общину». Лишь хотелось бы добавить, что тайна домостроительства Божьего на мой взгляд, не ограничивается лишь церквями. Я верю в то, что Бог действует везде, во всех слоях общества. Поэтому настоящий христианин не останется обделенным благодатью даже если (что маловероятно) до конца своей жизни останется фрилансером.
С уважением и оптимизмом,
брат Василий, автор статьи «Христианские фрилансеры».