Не зря первоначально называвшийся фильм «Иван Грозный и митрополит Филипп» впоследствии был переименован кратко и четко: «Царь». Фигура грозного самодержца буквально давит зрителя своей тяжестью. Да так, что становится физически нехорошо от духоты и безнадежности, льющейся с экрана. А что делать? Грозный царь – грозное время.
Но давайте разберемся, что же придает образу Ивана Грозного такую пугающую реалистичность? Мы ведь видим на экране всего лишь ещё одного диктатора, не так ли? А вот тут-то как раз и кроется одна из особенностей образа центрального персонажа. Царь Иван Грозный в блестящем исполнении Петра Мамонова предстает перед нами в виде человека с раздвоенной душой. Ночами он истово молится Богу, днем творит злодейства. И ведь молитвы его никак не назовешь сухими и формальными. Молится он истово, возможно, оттого, что где-то в глубине души он чувствует свою вину и пытается её то ли искупить, то ли оправдать перед самим собой и Богом. При этом он свято убежден в том, что не может поступить иначе. Одна из фраз, являющихся ключом к пониманию его личности, такова: «Как человек я, может, и грешен, но как царь — праведен». Даже пугаясь до смерти призраков убитых им бояр, являющихся к нему по ночам, он не просит у них прощения, а обвиняет их в том, что они и после смерти злоумышляют против него. Такое ощущение, что если бы он мог, и призраков отправил бы на дыбу.
Когда мы говорим про тиранов, мы обычно представляем их бездушными машинами. Забывая при этом о том, что защищаясь от настоящих и мнимых врагов стеной страха, они тем самым оставляют себя в полном одиночестве. В пустоте. Показателен последний эпизод фильма, где царь, призвав всех посмотреть на его расправу над неугодными, не видит на площади ни единой живой души. С детским непониманием и недетской болью в голосе он спрашивает: «Где мой народ?..» Закономерный итог недоверия ко всем, кто тебя окружает.
Если фигура Ивана Грозного задает пессимистическую линию развития сюжета, то ярким проблеском является в фильме образ митрополита Филиппа, который символизирует надежду в это безнадежное время. И пусть даже его особого влияния на царя оказывается недостаточно для изменения положения в стране, он показывает единственно возможную нравственную линию поведения в данной ситуации. Что делать, когда полная безнадежность и не на что надеяться? Просто поступать правильно, по совести. Если погибнуть — погибну. Но не отступлю от закона Бога, написанного в сердце моем.
Ради справедливости нужно отметить, что Филипп не единственная светлая фигура в фильме. Его брат, блаженная девочка, монашеская братия — все они, готовые пойти на смерть, только бы не предавать свои духовные идеалы, возрождают надежду на то, что не только на падение способна земля Русская, но и на истинное величие, которое возможно только в Боге.
Анатолий Захваткин
Проблема, поднятая в рецензии на фильм “Царь” и поставленная в заголовок статьи ”Царь всегда прав. Если царь неправ…”, в действительности решена в слове Божием давно и однозначно: «Всякая душа да будет покорна высшим влястям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящийся власти противится Божию установлению» (БИБЛИЯ, Послание ап. Павла к Римлянам, 13:1,2). Но как быт, если власть требует чего-либо, противного Богу, и толкает на грех?! И вот тут вступает в силу другое повеление Божие – высшее по приоритету: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (БИБЛИЯ, Деяния св. Апостолов, 4:19)
То же правило действует и в семье, в отношении жен – ведь, в Писании, им сказано: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (БИБЛИЯ, Послание ап. Павла к Ефесянам, 5:22). А если муж – тиран и самодур, и требует чего-то, противного Богу?! Вот тут опять вступает в силу более высшее, Божественное, повеление: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (БИБЛИЯ, Послание ап. Павла к Колоссянам, 3:18)!
Да благословит нас Бог всегда поступать так, как угодно Господу, а не угождать людям: «Если бы я (ап. Павел) и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (БИБЛИЯ, Послание ап. Павла к Галатам, 1:10)! 🙂