Приближение Нового года всегда является поводом оглянуться назад и подвести некоторые итоги года ушедшего. Например, можно подумать о том, какие фильмы предыдущего года запомнились нам больше всего. Оценка, конечно же, будет субъективная, поэтому автора чур ногами не бить, ведь за читателем остается право не согласиться, а может, и составить свой собственный топ.
Начнем с того, что по воле обстоятельств осталось за пределами нашего хит-парада. К моменту написания статьи на экраны кинотеатров еще не вышел фильм Питера Джексона «Хоббит: Пустошь Смауга». Неизвестно, каким он окажется, но у меня есть сильное подозрение, что в борьбе с другими пятью сильнейшими фильмами он бы как минимум поучаствовал. Но о нем — в следующем году.
На пятом месте — фантастический боевик Нила Бломкампа «Элизиум». От режиссера, снявшего неожиданно острый и неполиткорректный «9-й район», все ожидали немного большего. Но на этот раз он ограничился довольно стандартной антиутопией, противопоставляющей маленький мир богатых, имеющих доступ ко всем возможностям прогрессивной медицины, миру, в котором героям приходится выживать. Тем не менее, талант просто так не пропьешь, и фильм, несмотря ни на что, получился качественным, способным заставить зрителя задуматься о социальных проблемах, присущих любому обществу.
На четвертом месте у нас — сосед по фантастической палате с потерей памяти «Обливион» режиссера Джозефа Косински. Тоже в некотором роде антиутопия, только снятая болеее камерно в окружении пустынно-красивых исландских пейзажей. Перестрелок меньше, камерности больше. И больше Тома Круза. Очень много. В буквальном смысле. Если в предыдущем фильме героем двигало чувство социальной несправедливости и страх за собственную жизнь, здесь герой ощущает, что часть его личности отсутствует, и пытается «вспомнить все». В этом ему, кстати, помогает россиянка Ольга Куриленко и Морган Фримен. Как говорится, встретились в Исландии американец, россиянка и темнокожий…
Третье место залил кровью психологический хоррор-триллер, названный российскими прокатчиками «Телекинез». Очевидно, их не смущала надпись на постере «снят по одноименному роману Стивена Кинга «Кэрри». Девочка-подросток, над которой всю жизнь издеваются все, кому не лень, неожиданно открывает в себе телекинетические способности. Ой, не к добру… Нереальная история, скажете вы? Как по мне, совсем наоборот. Почему, думаете, мы слышим столько историй о стрельбе в американских школах и кинотеатрах? Режиссер Кимберли Пирс специально ставит на этом акцент в конце фильма: очень часто тинейджеры «срываются» и переступают последнюю грань в результате постоянных унижений и непонимания со стороны сверстников. Если хоть до кого-то из зрителей дойдет эта нехитрая мысль, старания режиссера не пошли прахом.
Про «Великого Гэтсби», которого Баз Лурман снял по мотивам романа Френсиса Скотта Фицджеральда, я уже писал ранее. Отметим, что для режиссера это его самый кассовый фильм, чему, возможно, поспособствовал, статус Фицджеральда как американского классика. Твердое второе место.
А первый приз, неожиданно для меня самого, получают «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Еще месяц назад я не смотрел и первой их части и считал их средненьким подростковым блокбастером. Затем — небольшая заметка в «Живом Журнале» уважаемого мною человека с глубоким разбором одного из главных героев. И пошло-поехало… Опять антиутопия (простите меня за излишнюю приверженность этому жанру), но в этот раз с особым вниманием к внутреннему миру героини. А дилемма перед ней стоит нелегкая. Будь собой — и тогда по твоей вине погибнут многие люди, или надевай маску и играй свою роль, чтобы избежать лишних жертв. Жизнь — это реалити-шоу, где все твои действия оцениваются зрителями. Актуально, не правда ли?
Анатолий ЗАХВАТКИН