В последнее время одним из любимых видов спорта в протестантской среде стало бросание тухлыми яйцами в теорию эволюции. Против неё выступают с такой ожесточенностью, будто бы она подрывает самые основы христианства. Тем не менее, если мы посмотрим на наших братьев из православия и католичества, мы увидим у них гораздо более спокойное отношение к этой гипотезе. На чем же оно основывается?
Прежде всего, надо понять, что христианство и наука занимаются поиском ответов на разные вопросы. Астроном Иоганн Кеплер писал: «Это достойное порицания злоупотребление Библией, когда в ней ищут ответы на вопросы естествознания». Священное Писание никогда не выказывало интереса (в отличие от античной философии) к теоретическому вопросу «Что есть сущность?», уступая место «практическим» размышлениям о путях спасения.
«Если все объясняется естественными причинами, то где же место для Бога?» Так звучит главное обвинение креационистов в адрес эволюции. Но сам вопрос неправильно поставлен. Надо учесть, что в Писании Бог творит через природные процессы. Земля производит жизнь, откликаясь на Божий призыв: «И сказал Бог, да произрастит земля зелень, траву, древо плодовитое… И произвела земля… И сказал Бог: Да произведет земля душу живую по роду их, и скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт: 1. 11,12,24).
Вообще, само противопоставление «естественный-сверхъестественный» абсолютно небиблейское. Нет вообще никаких процессов, происходящих вне сферы божественного провидения. Бог не создал меня мгновенно, а «соткал во чреве матери» за 9 месяцев в ходе сложного природного процесса. Но мы не перестаем от этого быть Божьим творением. Вера в Бога, действующего во всех природных процессах, никак не пострадает, если мы примем, что формирование видов, какими мы их знаем, заняло миллионы лет. Состоятельность теории эволюции с научной точки зрения может быть поставлена под вопрос, но только биологами. Библейской веры в творение она никак не подрывает.
Некоторым людям может казаться очевидным, что Божии деяния должны носить исключительно «сверхъестественный» характер. Согласно Писанию, они могут носить такой характер — Бог творит чудеса, несомненно. Но Он действует не только через чудеса, и даже главным образом не через чудеса. Промысел библейского Бога совершается через то, что мы сейчас называем «естественными» процессами.
Одним из первых, кто стремился к синтезу христианского вероучения и науки, был священник Римско-Католической Церкви о. Тейяр де Шарден. Это проявилось, в частности, в его приверженности теории целенаправленной эволюции, совершающейся по внутренним, заранее заданным законам — «номогенезу». Кстати, официальная точка зрения католической церкви выражена в энциклике Папы Пия XII «О человеческом роде». В ней говорится, что Церковь рекомендует изучать эволюционную теорию «в той мере, в какой исследования говорят о происхождении человеческого тела из уже существовавшей живой материи, но придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом». Среди православных, утверждавших, что между теорией эволюции и христианским пониманием творения нет никакого противоречия, можно назвать таких богословов как Александр Мень, Андрей Кураев, Сергей Худиев и другие.
Американский ученый-христианин Иен Барбур считает, что «креационизм» несет в себе угрозу не только для научной, но и для религиозной свободы. Он пишет: «Понятно, что поиски определенности в эпоху нравственной распущенности и стремительных культурных изменений способствуют росту библейского буквализма. Однако когда абсолютистская позиция приводит к нетерпимости и попыткам навязать другим свои религиозные взгляды, мы обязаны противостоять ей во имя религиозной свободы».
Действительно, в попытке противостоять атеистической пропаганде в советских школах посредством теории эволюции, мы можем попытаться навязать другой диктат — религиозный. Но нам надо задать себе следующий вопрос: для чего мы это делаем? Для того, чтобы привести других людей ко Христу или для того, чтобы насладиться чувством обладания своей собственной истиной? Хотим ли мы видеть нашу Церковь миссионерски открытой, или же собираемся всю жизнь простоять с лицом, обращенным к прошлому?
Анатолий Захваткин
Я так и не понял, в чем угроза креационизма для чьей-то свободы. Разве кто-то где-то настаивает (и может настаивать) на запрете преподавания теории эволюции?!
По моему, пока что основной скандал разворачивается вокруг предложения сообщать школьникам и студентам, что есть ученые, не согласные с теорией эволюции. Что в ней есть огромные дыры и противоречия. Что существуют альтернативные модели истории Земли, основанные на Библейском повествовании. Вот это предложение и вызывает бурный протест эволюционистов, которые воспринимают креационизм как угрозу святая святых своей веры и убеждены, что креационистские гипотезы нельзя даже упоминать в учебных заведениях.
Основное расхождение между теорией эволюции и нашей верой в том, что эволюционисты объясняют все сущее — случайностью и отклонениями от нормы. С точки зрения этой гипотезы, наиболее полезным для развития человечества следует считать рождение детей с генетическими дефектами, ведь именно они могут оказаться новой эволюционной ступенькой. Теория разумного замысла и ее частный случай креационизм в биологии утверждают, что живая и неживая природа слишком сложны и насыщены информацией, для случайного появления.
Любые теории, связанные со столь далеким прошлым, являются во многом гадательными. Пока люди не могут создать вселенную или сотворить жизнь в лабораторных условиях, им следует иметь достаточно смирения, чтобы сказать: нас там не было, мы можем лишь предполагать… и в этих предположениях всегда большую роль играет мировоззрение автора. Просто выводы из атеистического мировоззрения почему-то считают научными, а из Библейского — ненаучными.
Наша миссионерская открытость может как раз проявляться в готовности рассказать неверующим людям, о том, насколько узко преподносят им «научные истины». Она не в том, чтобы принимать на веру все, что популярно в мире вокруг нас.
Как я понял, главная причина беспокойства автора статьи в том, что креационизма используется только как противопоставление эволюционной теории, а истина, которая, как всем известно, где-то рядом, кроется в синтезе этих двух. Надеюсь, что Анатолий присоединиться к обсуждению и прокомментирует свою позицию.
Совершенно верно, Николай.
Немного дополню. Очень часто мы используем лозунг «кто не с нами, тот против нас» и, таким образом только отталкиваем людей, с которыми при более дружественном подходе, могли бы найти общий язык. В протестантской среде теория эволюции представляется как нечто карикатурное, источник всех бед, от Гитлера до абортов и гомосексуализма. И это при том, что 99% протестантов, высмеивающих теорию эволюции, знают её только лишь понаслышке. Наш преподаватель по философии как-то с горечью рассказала об изучении истории философии в советских вузах, где любой глупый первокурсник мог запросто покритиковать Аристотеля, говоря, что «он не смог подняться до вершин марксистской идеологии». А понимал ли тот великого философа или просто без размышлений повторял то, что ему внушили в вузе? Так же и многие протестанты снисходительно посмеиваются над теорией эволюции, не потрудившись даже как следует изучить её.
В газете «МИРТ» (№5(65) — 2008) напечатана статья из июльского выпуска «КОНТЕКСТ»а — «Теория эволюции: да будет анафема?»
http://gazeta.mirt.ru/?2-29-892—1
С комментарием к ней:
http://gazeta.mirt.ru/?2-29-893—1
Я думаю, что эволюционисты тоже особо не изучают исследования креационистов…
Впрочем я не об этом хотел сказать. Просто как мне кажется христиане не тем занимаются. Библия нам не говорит о том как появилась земля и человек, она говорит о Том кто всё это сотворил и через Кого всё начало быть. И мне кажется подходя с этой точки зрения все теории становятся бессмыслеными и не нужными…
P. S. Хотя я всё же креационист 🙂
согласен. для меня это тоже второстепенный вопрос:-)
Привет всем! Кто видел семинары Кента Ховинда о сотворении? Он там подробно объясняет, почему эволюция является антибиблейской религией. Кто не знаком с этой информацией, тем рекомендую заполнить пробелы в христианском образовании!