«Никогда не выходите
из дома, не перекрестившись».
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
«Почему литургические христиане осеняют себя крестом»?
«НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ», — увещевал Павел фессалоникийцев. Отцы ранней церкви продвинулись дальше: они постоянно осеняли себя крестом. «Путешествуя и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь — при всём, что мы делаем, мы должны осенять свой лоб крестом», — писал Тертуллиан в конце третьего столетия. В четвёртом веке Иоанн Златоуст (очевидно предвосхитив рекламный лозунг «Америкен Экспресс») писал: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».
Каким же образом крестное знамение — движение руки вверх и вниз вдоль туловища, а затем из стороны в сторону — дошло до наших дней и стало для нас уроком истории христианства? На протяжении многих лет верующие придавали этому жесту массу теологических значений. Три пальца, сложенные вместе, — большой, указательный и средний — символизируют Троицу. Два других пальца напротив ладони символизируют две природы Христа: человеческую и божественную. Движение руки ото лба к поясу в начале крестного знамения означает приход Христа на землю. Движение в противоположном направлении символизирует Его воскресение. И так далее.
Происхождение жеста неизвестно. Андреас Андропулос, в своей работе «Крестное знамение: жест, таинство, история», говорит: «Нам известно очень немного, поскольку этот древний обычай появился естественным образом и был понятен для большинства христиан». Самые ранние описания, подобные описанию Тертуллиана, указывают на то, что для крестного знамения использовался только один палец — вероятнее всего большой. При этом лоб перекрещивался фигурой, напоминающей древнееврейскую букву Т или греческую Х, буквы, которые обозначали имена Бога и Христа. Вероятно, ранние христиане действовали по примеру, описанному в книге Бытие 4: 15, книге пророка Иезекииля 9: 4, книге Откровения 14: 1 и 22: 4, где речь идёт о знаке на челе, как знаке Божьего права на этого человека.
В какой-то момент христиане стали совершать крестное знамение при помощи двух пальцев, а не одного, вероятно, чтобы указать на двойственную природу Христа, а позже при помощи трёх пальцев для символического обозначения Троицы. Такие перемены, возможно, привели к «большому кресту» — знаку, который охватывает всё туловище. Есть одно объяснение: в середине 9 века, обсуждая природу Троицы, христиане, возможно, хотели подчеркнуть, что теперь они используют три пальца, а не два, и поэтому используют большой крест, чтобы сделать жест более заметным.
Если вы считаете это проявлением теологической дотошности, значит, Вы не слышали дискуссии о том, как следует заканчивать крестное знамение — движением руки слева направо (левосторонний крест) или справа налево (правосторонний крест). Согласно мнению Папы Иннокентия III, правосторонний крест используется православными христианами востока, символизирует, что «Христос сошёл с небес на землю, и перешёл от иудеев (справа) к язычникам (влево)». По обычаю римско-католической церкви обычно используется левосторонний крест, который обозначает (на основании одного из многочисленных толкований), что верующий надеется, что не останется слева от Христа, вместе с козлами, но будет справа от Него в день суда, как сказано в притче Иисуса. Андропулос объясняет, что все символы имеют множество значений, приобретённых как намеренно, так и ненамеренно. Крестное знамение как действие, каким бы маленьким оно ни было, выражает стремление к кресту, как переход от размышления к практике христианской жизни.
Многие протестанты не практикуют крестное знамение, поскольку считают, что оно используется только в католицизме, или считают его религиозным предрассудком. Однако это знамение впоследствии использовалось в протестантстве: Мартин Лютер включил понятие крестного знамения в свой «Малый катехизис», и этот знак долгое время использовался в практике англиканской и лютеранской церквей. Итак, независимо от того, используем мы это знамение или нет, мы должны признавать его одним из примеров физического, материализованного поклонения Богу. Мы можем осенять себя крестом, поднимать руки во время прославляющего пения, сидеть прямо во время первых аккордов церковного гимна, закрывать глаза или складывать руки в молитве. Все эти действия прочно укоренились в языке нашего тела, когда мы служим Богу. Подобно крестному знамению, они имеют огромный потенциал для практической демонстрации и глубокого осмысления, а также огромный потенциал стать настолько обычными, что со временем мы будем пользоваться ими по привычке или в худшем случае напоказ.
Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над своими поступками. «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, — писал он. — Вы должны делать это с верой». Его слова служат напоминанием для нас во время любого нашего служения Богу: литургического или харизматического, публичного или конфиденциального, по старому или новому обряду.
Натан Бирма
Натан Бирма является информационным и научным координатором Института христианского служения Кальвина, а также автором книги «Небеса на земле: связь между настоящей и будущей жизнью».
Bierma, Nathan “Divine Gestures”
Christianity Today Feb. 2008: 72.