Известная среди поклонников аниме студия Ghibli порадовала нас новым шедевром «Арриэтти из страны лилипутов» по мотивам сказки британской писательницы Мэри Нортон. Сценарий к полнометражному мультфильму написал сам Хаяо Миядзаки, предыдущие работы которого хорошо известны любителям японской анимации: «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Навсикая из долины ветров», «Мой сосед Тоторо» и др.)
Мультфильм не стал революционным прорывом в технологиях или стилистике студии, но этого от него и не ожидали. Наоборот, здоровый консерватизм – это тот курс, которого здесь со строгостью придерживаются. Темы тоже характерны для предыдущих работ японских мастеров: волшебный мир, существующий совсем рядом с тобой (но ведь так сложно заметить что-либо у себя под носом!), детская доверчивость и открытость, которая часто (слава Богу, не всегда!) противостоит взрослому желанию всё классифицировать, подчинить своей воле и поставить на полочку в коллекцию.
Сюжет прост и сложен одновременно. Семья «добываек» (лилипутов, живущих в домах людей за счет одалживания у них некоторых вещей) следует своему замкнутому образу жизни вот уже долгое время. Отец убежден, что всякий контакт с миром людей является злом. Надо признать, что у него есть на то веские основания: многие «добывайки», которые попадались людям на глаза, – или таинственным образом пропадали, или меняли свое место жительства. Озабоченность безопасностью семьи – для него главная забота. И поэтому когда его дочь, Арриэтти, попадается на глаза маленькому мальчику Сё, он начинает готовиться к переселению. Пусть у того доброе сердце и он помогает семье выпутаться из сложных ситуаций, отец неумолим: ничего хорошего от людей ждать нельзя, они «чужие», поэтому от них надо держаться подальше.
Здесь мы видим частую для мультфильмов Миядзаки тему коммуникации между разными мирами, которые разделены между собой всем, чем угодно: предрассудками, страхами, обидами, недоверием… Иногда его героям удается разрушить эти стены… В данном мультфильме дела обстоят не так просто. Отец тверд, Арриэтти же не обладает достаточно сильным характером, чтобы возразить ему. И несмотря на то, что она подружилась с мальчиком, и расставание сулит обоим грусть, она ничего не может сделать. Мы видим реалистичную ситуацию, которую можно наблюдать и в нашем мире: стена непонимания между разными группами слишком крепка и высока, чтобы её мог разрушить один человек. Общество навязывает свои правила отношения к другим людям. И часто единственное, что остается людям, открытым для «чужих» – это хранить огонёк доверия и понимания в своих сердцах и передавать его немногим другим. Это то малое, что они могут сделать. И это оставляет в сердцах легкую грусть. …Но также делает нас чуть мудрее и сильнее, ведь в мире, где царит страх и одиночество, зажегшийся в нас опыт взаимоотношений и понимания не гаснет, а передается таким же «детским» сердцам, как наши.
Анатолий ЗАХВАТКИН
отлично, обязательно постараюсь посмотреть =)
Британский фильм The Borrowers по этой же книге тоже чудесен 🙂