В конце января Стас СорочИнский объявил, что портал о современной христианской музыке «Живое течение» закрывается уже с начала февраля. Сейчас на сайт http://streamalive.ru/ остался доступен только архив, и в таком состоянии он проживет еще год. В течение семи лет это портал оставался единственным источником информации о том, что происходит в зарубежном христианском мире, отслеживал все новинки, печатал биографии и интервью популярных команд. О том, почему это произошло, вы узнаете из интервью с музыкальным журналистом и критиком, автором проекта «Живое течение» Стасом СорочИнским.
Давай по порядку. Во-первых, расскажи, как все начиналось, что тебя побудило заняться «Живым течением».
Я всегда был фанатом музыки. И после покаяния ненадолго это дело оставил, пока не открыл для себя мир западной христианской музыки. Сайт создавался просто из желания выплескивать накопившееся и делиться своими предпочтениями. Никого учить – что и как слушать – я не собирался. Можно рассматривать «Живое Течение» как мой блог, в котором я делился сугубо своим мнением.
Когда ты открыл сайт и сколько работы было за это время проделано?
В ноябре 2004-го при участии Паханикса (revivalsound.com). В 2005-м переделали дизайн, с которым просуществовали до последних дней. Было написано более 200 рецензий на альбомы, более 150 биографий. Множество интервью и всяких тем по типу «10 лучших альбомов…».
Ты объявил о закрытие портала, можешь рассказать о причинах, побудивших тебя принять такое решение?
В том виде, в котором сейчас – сайт себя исчерпал много лет назад. Пока был студентом, было очень интересно, к тому же, в отличие, скажем, от главного редактора revivalsound.com Спайка, я слушал другую музыку, и мне было интересно представлять свое контрмнение. Потом в жизни был ряд перемен. Первый переезд в Минск. Свадьба. Потом опять возврат в Россию. Первая работа. Вторая. Третья. И сайт стал таким отвлекающим хобби. Но постепенно интерес спадал. Музыкой болел все меньше и меньше. Твердое решение закрыть сайт зародилось еще в 2008-м, но все оттягивалось. Я думаю, причин закрытия сайта несколько: у меня пропало желание писать; спад интереса к современной христианской музыке у слушателей; сайт исчерпал себя.
В чем ты видишь проблему спада у слушателей к христианской музыке, и какие в этой связи могут быть перспективы у музыкальной журналистики? В каком направлении развиваться?
Во-первых, первая волна интереса к христианской музыке была связана с отечественными исполнителями 90-х – Новый Иерусалим, Дружки, Дрозды, Масада, и т.д. Первую волну подавила вторая волна – волна зарубежной христианской музыки. Эта волна подбиралась к нам через dcTalk, Jars of Clay, Delirious, Newsboys, но переросла в цунами с появлением P.O.D. И, как и всякое стихийное явление, волна эта быстра спала. Одним из губительных факторов, повлиявших на спад интереса, стало mp3. И я не про пиратство говорю. Просто вдруг христианской мр3 музыки стало настолько много, что от нее уже не куда было деться. А ведь христианин еще с конца 90-х привык перезаписывать и качать все, что имеет приставку «христианское». Ведь в те годы был настоящий голод за неимением вообще ничего. Но до середины 00-х ситуация кардинально изменилась. И вот посреди всего этого океана mp3 теряешь интерес искать что-то действительно достойное, когда рядом есть светский рынок – доступный, более качественный и куда более широкий в выборе шедевров. Ведь христианская музыка не всегда океан, чаще это просто болото. На мой взгляд, это одна из наибольших причин спада интереса к христианской музыке у нас. На Западе с этим более-менее спокойно. Что касается музыкальной журналистики. Как сказал Артемий Троицкий – «время музыкальной журналистики прошло». Но я не думаю, что это применимо к христианской музыке и журналистике о ней. Почему? Потому что нет у нас никакой журналистики музыкальной в христианстве. И мне даже как-то странно, что я, человек, который не обладает искусством написания чего бы там ни было, почему-то написал у нас больше всех биографий, рецензий и т.д. Но ведь на христианских форумах сидит масса потенциальных христианских музыкальных журналистов, которые вместо того, чтобы излагать свои золотые мысли в СМИ, обсуждают и сплетничают о достоинствах и духовном состоянии людей, которых они знать не знают и в глаза не видели. И раз такие профессионалы чураются журналистики, сократив ее до форумных «отрыжек», за дело берутся такие слабые журналисты, как, например, я. Перспективы? Перспектив нет, или, по меньше мере, очень туманны.
То есть, ты не можешь назвать ни одного ныне существующего издания или Интернет-портала, в/на котором с этим делом обстояла бы более менее хорошо и мало-мальски востребовано?
Все христианские СМИшники, которые движимы какой-то одной целью, как например, были движимы «Живое Течение», газета «Контекст», gospelmusic.su А. Бабича и т.д. – все друг друга знают. Мы стараемся как-то поддерживать отношения и в чем-то сотрудничать. Но достаточно спросить христиан, скажем, в Киеве, что они знают о журнале «Контекст» или в Минске про сайт «Живое Течение», то почти все скажут, что впервые о таких слышат. Потому что все это не то чтобы не востребовано, просто круг по интересам у таких СМИ очень узок. И такие СМИ пока могут существовать только в качестве хобби, коим и был для меня сайт «Живое Течение».
А что мешает появлению христианского СМИ, которое получило бы всеобщее признание и в России и на Украине и Белоруссии? И какие предпосылки нужны, чтобы организовать подобное издание?
Основной проблемой является разрозненность мнений наших христиан. Как сказал один знакомый мне пастор о церквях – «Россия поделена на христианские княжества (церкви), и каждое княжество что-то пытается делить». Нет единства, нет ничего. Можно самому переть, но это хорошо звучит только в теории.
У читателей этого интервью может сложиться мнение, что у нас все беспросветно, поэтому давай добавим мажорных ноток. Расскажи о музыкальных группах, тенденциях, которые на твой взгляд заслуживают внимания.
На самом деле, не все так беспросветно, но пока это именно так. Не хотел никого расстраивать, просто констатирую факт. Итак, я могу посоветовать только зарубежных артистов, потому что наши музыканты живут и творят за счет энтузиазма, часто без поддержки и, как результат, часто выпускают весьма средний продукт. Иногда выпускают превосходный продукт, который по разным причинам не особо принимается. Так было с последним диском Factro150. Практика показывает, что пробиваются только те артисты, которые имеют контракты с мажор-лейблами – имена этих артистов мы знаем – P.O.D., As I Lay Dying, Mat Kearney, Owl City. Христианская музыка должна вливаться либо в светский рынок, либо придумать себе нишу кроме христианской сцены, где музыкант сможет в полной мере себя реализовывать. Я вообще не верю в «христианскую музыку для христиан» – этот междусобойчик почти никуда не ведет (если, конечно не используется в рамках евангелизаций или миссионерства). Все будущее за теми, кто будет писать востребованный рынком продукт и при этом, добившись успеха, не отойдет от Христа. И это тоже красиво звучит в теории.
Последний вопрос. Ты насовсем прощаешься с музыкальной журналистикой или у тебя все же останется какая-то отдушина, через которую ты сможешь реализовывать свой потенциал?
Есть одна идея, но как она будет развиваться, пока секрет.
Николай ЕРОХИН