«В главном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь».
Блаженный Августин.
Невский проспект еще в самом начале его истории прозвали «проспектом веротерпимости». И неудивительно — ведь на всей его протяженности встречается около десятка церквей различный конфессий, и еще много располагается в непосредственной близости с ним. Вот я и решил совершить экскурсию от Зеленого моста на реке Мойке до Аничкова моста на Фонтанке, чтобы на примере этого маленького отрезка Невского проспекта проверить достоверность этого факта.
И сразу же с левой стороны вижу красивое здание эпохи классицизма. Это дом номер 20. Между антикварным магазином и кафе «Subway» — вход в библиотеку им. Блока. Библиотекой это помещение стало в 1935 году, а до этого принадлежало Голландской реформаторской церкви. Круглая в плане церковь на 370 человек занимала второй этаж, была освящена в 1834 году и просуществовала до 1920 года.
На верхнем этаже сохранился старинный музыкальный инструмент — церковный орган, который располагается на внутреннем балконе церкви, а в 1971 году были отреставрированы некоторые церковные интерьеры. Но так как голландцев в Петербурге не осталось, это одно из немногих церковных зданий еще не переданное законным владельцам.
Если ненадолго повернуть на Большую Конюшенную улицу, в глаза бросается здание с вывеской шахматного клуба. Это здание когда-то украшал плоский купол с золотым крестом, и называлось оно Французской реформаторской церковью.
Как и все храмы в Советской России, он пережил несколько трансформаций. После закрытия в 1930 году в здании размещались Богословские курсы баптистов, затем — Дом атеистической пропаганды, который в 1937?г. сменил Городской Шахматный клуб им. Чигорина. А еще на первом этаже этого здания находится, уже ставшая легендарной, «Пышечная», угощающая своей вкусной выпечкой уже не одно поколение петербуржцев.
Практически напротив расположена финская лютеранская церковь святой Марии. Сначала на этом месте был деревянный храм, в котором собирались вместе финны и шведы. Но в 1767 шведы отделились, оставив этот храм финнам, а сами построили себе рядом новый. Каменное строение возвели лишь в 1805 году, и с тех пор оно практически не изменилось, потому что у прихода не получалось собрать денег на перестройку храма. Благодаря этому мы имеем возможность увидеть храм таким, каким он был почти 200 лет назад.
Из применений, которое для него нашли, хочется упомянуть, что до 1970 года в нем находилось общежитие.
Бок о бок с храмом святой Марии, но фасадом на Малую Конюшенную улицу, стоит шведский лютеранский храм святой Екатерины. Красивое массивное здание в псевдороманском стиле стало таким в 1865 году, пережив до этого ряд перестроек. Перед революцией его приход насчитывал 5200 человек, среди которых было много известных людей своего времени. Потом из него сделали спортзал, а чуть позднее спортивную школу. Лишь в 1991 году в нем возобновились воскресные служения, а в 2002 здание полностью передали верующим.
С Малой Конюшенной улицы открывается красивый вид на Казанский собор с противоположной стороны Невского проспекта. Эта первая православная церковь на Невском проспекте была освящена в 1737 году. Но это был еще не тот храм, который мы видим сейчас, и находился он ближе к проспекту. Новое здание начали строить за ним в 1801 году и закончили лишь 10 лет спустя. Своей дугообразной колоннадой он должен был напоминать Собор Святого Петра в Риме. По проекту такая же колоннада должна была быть и с противоположной стороны храма, но по каким-то причинам этот замысел не был осуществлен. С 1932 по 1991 год в храме находился музей религии и атеизма, а крест на его куполе снова появился весной 1994 года.
Не стоит забывать про находящейся межу Большой и Малой Конюшенными улицами немецкий лютеранский храм Святого Петра. Про него уже писалось на страницах нашей газеты (Контекст №10 (18) 2006), поэтому не станем задерживаться, а пойдем дальше, в сторону канала Грибоедова.
С канала открывается красивый вид на еще один православный храм. Это собор Воскресения Христова или Спас-на-Крови. Этот храм почти сплошь покрытый мозаикой снаружи и изнутри, пожалуй, это один из самых красивых храмов, и он не зря считается одной из достопримечательностей Петербурга. Правда, такое кропотливое занятие как выкладывание мозаики затянуло и без того долгое строительство еще почти на десять лет. Как ни странно, но в тридцатые годы были планы его снести и, наверное, лишь начало войны спасло его от этого. Сейчас храм отреставрирован и открыт для экскурсий. Службы в нем не проводятся.
Дальше по Невскому проспекту стоит величественное здание католической церкви святой Екатерины. Заложенный в 1763 году по проекту Ж.?Б. Валлен-Деламота, храм был окончен в 1783?г. уже другим архитектором, Дж. Минчаки. Это самый первый католический храм в Петербурге, а до 1800 года он был единственным.
Пережив несколько пожаров и перевоплощений, храм все-таки вернулся к своему первоначальному назначению, но реконструкция в нем продолжается и по сей день.
Напротив Гостиного двора стоит еще один храм святой Екатерины. Это Армяно-григорианская церковь. Фасад этого храма оформлен в стиле раннего классицизма, а его кубический объем завершен изящным световым барабаном, увенчанным куполом. Храм был освящен в 1780 году. В 1797?г. перед ним были выстроены ворота, а в конце 1858?г. установлена чугунная решетка.
До 1993 года в нем находилась мастерская декораций, поэтому не сохранилась ни роспись, которая покрывала все стены, ни высокий иконостас с образами, блиставший некогда обильной позолотой. В остальном за два века храм мало изменился как внутри, так и снаружи.
Прогулка завершена и пора подвести ее итог. Девять храмов разных христианских конфессий на небольшом отрезке Невского проспекта протяженностью чуть больше километра. Это подтверждает тот факт, что Санкт-Петербург с самого основания был городом, понимающим, что главное — чтобы была любовь.
Николай Ерохин
Фото сделаны во время прогулки.
При написании статьи использованы материалы:
ЖУВЦ «Адреса Петербурга» и
сайта www.encspb.ru