Интервью с Максом Боровиковым
Расскажи о причинах, из-за которых было принято решение не проводить фестиваль в этом году?
Я думаю, что главная причина, что за восемь лет у фестиваля просто накопилась усталость. Конечно, есть и другие, более осязаемые причины, – отсутствие большого интереса к фестивалю со стороны церковного сообщества города. Так же нет интереса и у околоцерковных организаций и миссий. На данном этапе фестиваль стал больше нужен выступающим, чем слушателям. Но данная схема, к сожалению, в современном финансовом мире не работает.
Так же на данном этапе я вижу некую деградацию в христианских музыкальных кругах России. Чего-то нового и на самом деле интересного давно уже не появлялось, ну или мы просто об этом не знаем, как не знают и слушатели. Поэтому публику можно понять – зачем идти на фестиваль с не очень интересными командами? На отечественной христианской сцене сейчас нет команд, которые могли бы собрать в Питере хотя бы 500 человек зрителей (исключение, наверное, Subcultura, но они собирают аудиторию вне фестиваля пару раз в год, и слушать их в фестивальном формате приходят из-за этого не многие).
Чтобы интерес к «Пришествию» был, нужна, конечно же, поддержка локальных церквей и ВСЕХ околоцерковных организаций. И, как мне видится, приезд на каждый фестиваль известного хэдлайнера из-за океана. Все это возможно, и, может быть, на данном этапе нам просто нужно молиться об этом и ждать ответа свыше.
На что ты надеешься в следующем году? У тебя есть уже какие-то планы? Чего нам ожидать?
Надеюсь на то, что ситуация как-то изменится и появится интерес или голод по фестивалю. Ну, может, и еще что. Планов пока нет, но желание продолжать есть, поэтому продолжаем молитвы.
Какая была идея и цели проведения фестиваля в 2004 году, и претерпели ли они изменения за восемь лет его существования?
В 2004 году, приехав на пике эмоций с крымского фестиваля “Белые ночи”, мы, найдя партнеров в лице церкви “Благая весть”, решили устроить большой молодежный христианский музыкальный фестиваль и в Питере. Цели всегда были одни и те же. Они очень простые в написании и очень глубокие по содержанию и смыслу. Первое — это развитие музыкального творчества у христиан. Второе — благовестие. Третье — площадка для общения.
За восемь фестивальных лет фестиваль стал отличным трамплином для начинающих музыкальных команд, самой большой и доступной концертной площадкой для выступления и показа своего творчества наибольшему количеству слушателей. Фестиваль подружился с американским хип-хоп лэйблом “Syntax records” и благодаря ему мы смогли услышать настоящий американский рэп на берегах Невы. Приезд группы “Newsboys” показал настоящий профессионализм и качество в музыке и творчестве. Также молодые музыканты смогли увидеть вживую таких монстров отечественной сцены, как «Новый Иерусалим», «Дружки» и Дмитрий Шлетгауэр, у которых многому можно поучиться.
Мы получали десятки свидетельств и реакций людей, впервые попавших на фестиваль, кто-то из них когда был в церкви, кто-то впервые узнал о евангельском христианстве на фестивале. Многие отмечали добрую и дружелюбную атмосферу фестиваля. И мы видим, что каждый год на фестивале удавалось создавать самую благодатную почту для слова Божьего.
Ну и, наконец, не многие церкви смогут похвастаться большими и качественными концертами для своих подростков и молодежи, которым одной церковной жизни ух как не достаточно, и многие из них пополняют кассы ночных клубов и светских звезд. «Пришествие», при грамотном представлении, является отличным околоцерковным местом, через которое можно еще и впервые познакомить друга или подругу с христианством и, конечно, услышать десятки историй о том, что «впервые я познакомился с этим человеком на «Пришествии» в таком-то году».
Что-то изменилось в твоем представлении о том, каким должен быть христианский фестиваль с учетом приобретённого опыта?
Конечно, многое поменялось, да и само «Пришествие» постоянно видоизменялось, добавлялись сцены, увеличивалась инфраструктура. Изменялся подход к видению фестиваля. На самом деле очень много мне открывалось на европейских и американских фестивалях, вот там очень многому можно поучиться и почерпнуть идей. Голландский фестиваль «Flevo» для меня – это просто эталон. Я думаю, это один из лучших музыкальных фестивалей в Мире. Там я понял, что на фестивале очень важна свобода, и музыка – это лишь процентов 60-70 от всего мероприятия.
Тебе когда-нибудь снился фестиваль?
Да конечно, я точно не помню, но по ощущениям практически каждый год перед фестивалем были сны, и я проходил весь фестиваль. Когда-то во сне я понимал, что ведь ничего еще не готово, когда-то не приезжали хэдлайнеры, когда-то самому приходилось все делать, включая выступление на сцене. Много всего было, точно просыпался в поту и всегда был рад, что это всего лишь сон. Скажу честно, все самые неудачные сценарии фестиваля к счастью произошли только во сне.
Что из произошедшего за восемь лет ты считаешь главным достижением фестиваля?
Ну, я думаю, что самое главное, что появился межцерковный молодежный мир. Он уже конечно возмужал и даже во многом переженился. Но он появился, появились новые связи, новые знакомства, новые группы и проекты. И я вижу, как для этого Бог использовал фестиваль. Конечно, за восемь лет Питер увидел около 70 групп, многие из которых никогда бы тут не оказались, и в музыкальном плане питерцы, наверное, самые счастливые, ведь никто больше таким количеством музыкантов-христиан, выступавших в городе, похвастаться не может. Но главное остается главным.
О чем ты жалеешь?
Больше всего жалею о том, что, как я вижу, вклад фестиваля недооценен и его польза, к сожалению, не очевидна для церковного сообщества города. А ведь это один из лучших инструментов для достижения и мотивации церковной молодежи, а так же отличная площадка для первого знакомства подростка и молодого человека с христианством.