«Если человек не сомневается в своей вере хотя бы раз в две недели, то он находится в религиозной коме».
Автор неизвестен
Случилось мне как-то недавно в Интернете поднять тему сомнений: могут ли они присутствовать в жизни христианина и нормально ли это? Я, конечно, предполагал, что мнения будут разными, но никак не ожидал, что подавляющая часть христиан набросится на сомнения единым фронтом. «Бывают моменты кратковременного сомнения, но редко», «а я вообще в своей вере никогда не сомневалась», «сомневаться в вере – парадокс», «сомнение – это глупо», «найдите мне хоть одного ребёнка, который сомневается в своей вере» и т.д.
Честно говоря, я был немного ошарашен. Неужели наше христианство состоит сплошь и рядом из людей, на 100% уверенных в своей вере и не допускающих в свою жизнь ни грамма сомнений? Это же идеальные люди, способные передвигать горы и творить невозможное! Но почему же тогда наши церкви, состоящие из таких столпов веры, не только не переживают пробуждение, но и являются местом возникновения многих проблем? А может, понятия «супердуховный» и «идеальный» не являются синонимами? Может быть, бездумное доверие по отношению ко всему, что говорят вокруг – это вовсе не то, чего хочет от нас Бог?
Иногда при взгляде на христиан возникает подозрение, что многие из нас живут по искусственному алгоритму, как роботы. «Если ситуация такая-то, смотри там-то и делай так-то», «если… см… делай». Но, к сожалению (или к счастью), окружающая нас жизнь гораздо сложнее и многообразнее этих четких инструкций. И когда мы попадаем в сложную, не предусмотренную руководством ситуацию, внутри нас случается короткое замыкание, нас начинает «коротить». Или в инструкции не оказывается конкретных указаний на данную ситуацию, или же эти указания не приводят к желаемому результату. И мы сидим у разбитого корыта и пытаемся сообразить, что же мы сделали не так. Или у нас не хватило веры? Или это происки дьявола? Или это человек такой попался, «не предназначенный к спасению»?
Это вполне естественно, что в мире, полном неопределенности, мы отчаянно ищем хоть что-то, дающее нам почувствовать почву под ногами, нечто твердое и незыблемое. Но это стремление происходит от желания полностью контролировать свою жизнь, а в нашем случае и Бога. Мы все подсознательно хотим иметь «домашнего», «ручного» Бога, который будет помогать нам во всех проблемах, которого можно заставить сделать то-то и то-то, всего лишь произнеся определенные слова или произведя какие-либо действия. В религиоведении такой тип поведения называется магизмом, более всего он присущ первобытным обществам. К сожалению, очень часто эти модели мышления проникают и в современные религии, в том числе и в христианство.
Но на самом деле мы должны понимать, что здесь, на этой земле, мы никогда не получим окончательных ответов на все вопросы, никогда не сможем управлять Богом. И эта неопределенность не так страшна, как кажется. Ведь если я в чем-то мучительно сомневаюсь, значит, это меня больше всего волнует. Значит, Бог, предмет моей неопределенности и неуверенности, является для меня неизмеримой ценностью, и я живу Им и ориентирую на Него всю свою жизнь. Неслучайно немецкий протестантский богослов Пауль Тиллих говорит, что вера – «это состояние предельной заинтересованности», это «предельный интерес», «предельная захваченность тем, что нас касается безусловно».
Мы должны пересмотреть наши представления о вере. Вера – это не багаж знаний о некоторых фактах, признание которых обеспечивает нам пропуск на небеса. Это взаимоотношения двух личностей, основанные на доверии, а доверие может и должно нести в себе элемент риска. Можно сказать, что вера требует мужества не убегать от сомнения, не игнорировать его, потому что иначе вера будет мертвой.
Митрополит Антоний Сурожский также размышлял о необходимости преодоления страха перед сомнением, которое обычно воспринимается как разрушитель веры. Он понимает его как «со-мнение», т.е. сопоставление двух мнений и выбор между ними. «Это только говорит о том, что кафтан стал тесным, что твое вчерашнее мировоззрение начинает жать справа и слева, что тот образ, который ты создал себе о Боге и мире, стал слишком мал для того опыта Бога и мира, который в тебе развился. И радуйся, продумывай и строй более широкое, более углубленное, более умное и более духовное мировоззрение».
Бывает и так, что наше понимание христианства связывается с многочисленными мелочами. Например: быть христианином – значит отвергать теорию эволюции, быть христианином – значит верить в буквальное понимание всех мест Библии, быть христианином – значит отвергать возможность спасения нехристиан, быть христианином – не давать места сомнениям. Когда эти второстепенные убеждения выходят у нас на первый план, наряду с основами нашей веры, они делают её уязвимой. Ведь стоит только изменить свои взгляды на один вопрос, и твоя вера рассыпается, как карточный домик. Это произошло со многими христианами фундаменталистского толка. Их научили, что они должны принимать каждое слово Библии буквально, что они должны во всем следовать догматам своей церкви. И когда они увидели, что некоторые вещи оказались неверными, их вера дала трещину. Из этого вывод: нам стоит четко отличать ядро нашей веры от сопутствующих ей человеческих верований.
Очень часто, когда нам говорят про детскую веру, под этим имеют в виду, что мы не должны задавать вопросов. Но любой, кто провел с детьми больше пяти минут, скажет вам, что они-то как раз способны свести любого взрослого с ума своим обилием вопросов. Почему? Они не доверяют взрослым? Совсем наоборот. Психолог объяснит такое поведение детей не их стремлением узнать всю информацию, а желанием привлечь внимание родителей. Вопросы – это их способ завязать общение с теми людьми, которым они доверяют. В свете этого доверие Богу и вопросы к Нему уже не кажутся несовместимыми. Ведь и Иов задавал вопросы Богу не столько для того, чтобы получить ответы, сколько для того, чтобы Бог вышел к нему навстречу и показал, что не оставил его. Так и для нас сомнение может быть отличным поводом для того, чтобы прийти к Богу и начать общение. А вот когда мы начинаем подавлять сомнения и прекращаем общение, тогда-то и могут начаться неприятности.
Напоследок ещё один пример. Когда у меня что-то болит, я знаю, что мое тело живет, мои нервные окончания реагируют на то, что происходит со мной. Если же я не чувствую боли, это значит, что эта часть моего тела омертвела. Не нужно стремиться во что бы то ни стало убить в себе боль и сомнения, они – нормальная часть нашей полноценной жизни. Не нужно бояться быть растерянным, самое главное – это знать, на Кого обратить в это время свой взгляд, осознавать, Кто является главной ценностью нашей жизни.
Анатолий ЗАХВАТКИН
Показалось очень остроумным одно наблюдение.
Вопросы детей к нам,взрослым,которым они….. доверяют!?
Просто не помню себя,своих мотивов,когда засыпал вопросами своих бедных родственников ?)))))
Сомнения? В чём? В Боге? Ну не знаю, в том что Он существует я уже давно не сомневаюсь. В религиозной ли я коме? Не замечал за собой. Кстати, а кто автор эпиграфа? Неужели гугл или яндекс не знает? Как же я могу доверять, тому кто сказал это? Знает ли он христиан? Может он агностик? Вера — это знание или доверие? Ведь если мы мыслим как доверие, то не статья не о том, а если как знание, то статья противоречива.
С момента написания статьи мне удалось выяснить личность автора эпиграфа. Это раввин Лоуренс Кушнер.
По-моему, в статье четко было указано, что говорится не о сомнении в факте существования Бога.