14 сентября скончался известный церковный общественный деятель и правозащитник игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич). Биография игумена Вениамина не типична для православного священника. Он родился в Ленинграде в 1946 году в семье военнослужащего. В 1976 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина, несколько лет работал инженером. В конце 70-х в результате религиозно-философских исканий осознанно принял Православие. По окончании Ленинградской Православной Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации в 1987 г. преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии (фактически заместителем ректора по воспитательской работе). В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях».
Длительное время фактически находился за штатом и занимался преподавательской, научной и публицистической деятельностью. Последние три года служил в храме Святых апостолов Петра и Павла.
Игумен Вениамин стал известен после письма, содержавшего резкую критику Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», как известно, предоставлявшего многочисленные преференции традиционным конфессиям в России и в значительной мере ограничивавшего в правах религиозные меньшинства. Следует отметить, что закон тогда критиковали многие, но критика его священнослужителем была воспринята церковным начальством не только как несогласие с «генеральной линией», но и как нарушение корпоративной солидарности, как вынос «сора из избы». Вероятно, высшим церковным иерархам следовало бы проявить к церковному «бунтарю» Вениамину Новику большую терпимость и снисходительность. Этого сделано не было, последовали жесткие решения по устранению игумена из Духовной Академии.
Как следствие, на долгие годы официальное Православие в лице игумена Вениамина получило жесткого и нелицеприятного критика. В многочисленных статьях и выступлениях игумен Вениамин обличал многие аспекты деятельности РПЦ как внутри России, так и за рубежом. Критиковал сознательно выбранный курс церкви на антилиберализм и антидемократизм, стремление ограничить права религиозных меньшинств (прежде всего, евангельских церквей), обрядоверие и нежелание вести миссионерскую деятельность. Теперь уже сложно дать однозначный ответ, были ли поднимаемые игуменом Вениамином церковные проблемы столь острыми и актуальными, и не требовало ли их решение доброго совета, любви и терпения, а не радикальных высказываний.
Публичные выступления опального игумена всегда собирали много слушателей, подкупали искренностью и задором лектора, его эрудицией и глубокими познаниями в богословии и истории, философии и искусстве. Игумен Вениамин не был профессиональным правоведом, но он искренне возмущался по поводу противоречий между высокими ценностями, провозглашаемыми подчас в наших законах и указах, и бедами и горестями гонимых этими же законами. Он был большим популяризатором права, немало христиан после лекций игумена Вениамина стремились больше прочитать о нашей правовой системе, узнать законы, найти лучшие способы для защиты своих прав и интересов. Игумен Вениамин одним из первых в нашей стране попытался дать богословское обоснование праву, с точки зрения христианства объяснить права человека. С этим взглядом не всегда соглашались профессиональные юристы, он был в известной мере односторонним. Но это был серьезный вклад в копилку человеческих знаний, в философию права.
Представляется, что в последние годы интерес к выступлениям игумена Вениамина в христианской среде несколько понизился. Тому было немало причин: многие критикуемые игуменом церковные проблемы потеряли свою актуальность, появились профессиональные институты защиты прав верующих, наметились точки соприкосновения основных христианских конфессий. Тому, на мой взгляд, способствовала и переоценка игуменом Вениамином провозглашаемых им еще недавно либеральных ценностей, переход на позиции т.н. «правого либерализма», а затем и правоконсервативных идей.
Тем не менее, научное и публицистическое наследие игумена Вениамина весьма значительно и не теряет актуальности по сей день. Весьма полезны для христианской аудитории его публикации об острых социальных проблемах и язвах современного общества: безверии и теплохладности христиан, сквернословии и безнравственности. Весьма обширно наследие игумена Вениамина и как христианского правозащитника. Это и монография «Православие, христианство, демократия» (СПб, «Алетейя», 1999), и многочисленные публикации в журналах «Вопросы философии», «Континент», «Посев», «Социологические исследования», еженедельнике «Русская мысль», газетах «Московские новости», «Общая газета» и др. Непреходящее значение имеют исследования духовного наследия христианского философа Владимира Соловьева.
Остается искренне пожалеть, что отец Вениамин ушел от нас в 63 года, в столь раннем для богослова и мыслителя возрасте. Вечная память.
Константин ЕРОФЕЕВ