За свою почти тридцатилетнюю жизнь, я прошел через различные стадии отношения к рок-фестивалям под открытым небом: от восторженно-сосценыпрыгательного до настороженно-домасидетельного. Перед глазами встают картинки подмосковных фестивалей с горами мусора, пустых пивных банок и бесчувственных тел.
Даже на наше домашнее Пришествие я хожу исключительно в качестве ведущего – боюсь, затопчут.
Если отбросить шутки, то я уже и не помню, когда последний раз был на большом рок-фестивале. И не знаю, когда бы собрался, если бы не одиннадцатый день рождения моего племянника по имени Кэмерон, которому было подарено аж два билета на фестиваль “Spirit West Coast”, проходивший в местечке Дель Мар близ города Сан-Диего в штате Калифорния. Откуда у меня взялись племянники со странными заморскими именами, которые имеют отнюдь не теоретическую возможность посещать концерты, проходящие неподалеку от границы с Мексикой, мы обязательно поговорим в другой раз. А пока я представляю вашему вниманию отчет о походе на вышеупомянутый фестиваль.
Для начала немного истории. Фестиваль Spirit West Coast (SWC) был впервые проведен в 1997 году в городе Монтеррей, штат Калифорния. Позднее организаторы добавили еще одну площадку в городе Дель Мар, прямо на берегу Тихого океана. SWC переводится как “Дух Западного Побережья”. Это напрямую связано с географической привязанностью фестиваля, на который, кстати, съезжается не только местная молодежь, но и любители христианского рока из соседних штатов Орегон, Невада, Аризона.
Вообще у американской молодежи лето неразрывно связано с таким замечательным явлением как road trip («дорожное приключение»). И правда, чего сидеть дома, когда на улице жара и завтра не надо в школу? Произнеся эту сакраментальную фразу вслух, молодежь прыгает в автомобиль и несется навстречу приключениям, одним из которых является посещение всяческих рок-фестивалей, коих летом проводится несметное количество.
За тринадцать лет проведения фестиваля на его сцене выступили практически все более или менее известные представители христианского музыкального цеха. При этом формат фестиваля позволяет увидеть в деле и совсем молодые команды. За три-четыре дня проведения SWC времени для этого предостаточно.
Но вернемся к нашим с Кэмероном личным впечатлениям от происходящего. SWC проводится на так называемой “ярмарочной территории” города Дель Мар. То есть это место изначально приспособлено для приема большого количества народа. В наличии большие и чистые туалеты, несколько банкоматов, большая площадка, где можно купить еду, и, что еще более важно, места, где эту еду можно спокойно приговорить.
Первое, что бросается в глаза, как только приветливые девушки на входе отрывают “контроль” у вашего билета, это то, что SWC — фестиваль для всей семьи. Это связано не только с тем, что в атмосфере безалкогольного христианского фестиваля родители могут не волноваться за сохранность своих детей, но и с тем, что детям, большинство из которых прибыли на фестиваль не по своей воле, было чем заняться помимо посещения “взрослых” концертов. Надувные горки и лабиринты, конкурсы с участием героев популярного мультфильма Veggie Tales («Овощные истории».), музыкальные выступления детских артистов, короче, можно было получить большое удовольствие от фестиваля, не покидая пределов Детской Территории. А ребята постарше проводили время в фестивальном скейтпарке или на спортплощадке.
Сразу оговорюсь, что мы приобрели билеты только на один день фестиваля, поэтому про таких монстров христианского рока, как Newsboys, Kutless и Skillet я вам ничего рассказать не смогу — они выступали в другие дни. Для того, чтобы вы могли представить себе масштабы фестиваля, скажу, что до тех пор пока мы не обнаружили место где раздавали бесплатные программки с картой местности, ориентация в фестивальном пространстве была невозможна. Мы с племянником бродили среди торговых рядов и палаток со съестным, как израильский народ по пустыне. Заглянув в программку, мы обнаружили, что концерты проходят параллельно на трех площадках, и что перед нами встает выбор: на какие из них пойти, а какими из них пожертвовать.
Первый концерт, который мы посетили, не собрал большой толпы, поэтому мы расположились прямо перед сценой, лениво потягивая прохладительные напитки. На сцену выскочил длинноволосый кучерявый блондин в шерстяной вязаной шапке. На носу у него прочно сидели огромные солнечные очки-махаоны, что придавало блондину еще более экзотический вид.
Ба! Да это же наш старый знакомый Phil Joel (Фил Джоэл), которого завсегдатаи Пришествия помнят как легендарного басиста Newsboys.
Оказывается, теперь у него сольный проект. Фил со своей группой оставил приятное впечатление, исполнив несолько заводных попсовеньких песен. Никаким mosh pit (танцевальная площадка перед сценой на концертах) здесь, конечно, и не пахло, но пританцовывать было более чем уместно, чем и воспользовалась группа тринадцатилетних девчушек в первых рядах у сцены. Фил показал замечательное умение наладить контакт с публикой, чему, конечно же, способствовал его хулиганистый задорный стиль общения. Помимо этого выяснилось, что Фил не только музыкант, но и учитель. Все желающие приглашались на его динамичный семинар, который состоялся сразу после его выступления.
К сожалению чувство голода легко побороло нашу любознательность, поэтому вместо рассказа о замечательном семинаре Фила Джоэла я могу лишь подробно рассказать о вкусовых качествах сочных баварских сосисок, которые я поглощал во время обеда. Взглянув на расписание и обнаружив, что до следующего концерта у нас есть минут сорок, мы решили отправиться на ярмарку, расположенную прямо в центре фестивальной жизни. Честное слово, у меня займет значительно меньшее время перечисление того, чего на этой ярмарке не было. Тут вам и многочисленные столики с атрибутикой выступаюющих групп, и миссионерские организации, предлагающие море возможностей для применения своих талантов в странах третьего мира, и распродажа гитар, которые раньше принадлежали известным христианским артистам. Тут же специально отведенное пространство для автограф-сессий и знакомства с артистами. Короче, нам пришлось совершить несколько походов на эту ярмарку для того, чтобы осмотреть все стенды, которые имелись в наличии.
Честно говоря, идти на следующий концерт мне совсем не хотелось. Дело в том, что на дальней (хотя и очень вместительной) сцене выступала молодая, но довольно известная команда Stellar Kart. Да простят мне сие сравнение поклонники СупКультуры, но творчество “Супов” ближе всего иллюстрирует стиль Stellar Kart. Это такой веселый и задорный поп-панк, который играют ухоженные мальчики с модельными стрижками. Но меня, естественно, смущала не схожесть SK с с любимой мною СупКультурой, а публика, которая обычно собирается на их шоу. Как и на концертах СупКультуры, в ней преобладают ярко накрашенные юные девчушки, которые на каждую новую песню группы реагируют дружным высокочастотным визгом массового поражения. Однако, не смотря на весь мой скепсис, группа выступила здорово. Было видно, что ребята получают удовольствие от того, чем занимаются, и умело передают этот настрой в зал.
Следующим номером программы были (не побоюсь этого слова) кумиры моей юности, легендарные OC Supertones, выступавшие здесь в рамках своего Reunion Tour (Тур Воссоединения) после пятилетнего перерыва. Уже во время саундчека я почувствовал как поползли мурашки по моей спине, а уже с первыми аккордами Adonai ноги сами пустились в пляс и дальнейшее я вспоминаю смутно. Помню лишь удивленные глаза моего племянника, который впервые видел дядю скачущим аки горный козел.
Ребята сыграли все свои основые хиты, как всегда, призывая сидящих не филонить, а плясать как будто завтрашнего дня не существует.
В принципе сразу же после того как Супертонс закончили свое выступление, меня поразил синдром “утра первого января”. То есть, праздник еще продолжается, а праздничного настроения уже как не бывало. Но тут я вспомнил, что дальше будут не меннее легендарные Jars of Clay и немедленно воспрял духом. Из всех команд, выступавших на SWC, Jars of Clay, пожалуй, имеют наибольшую известность вне христианских кругов. Группа переодически появляется в эфире телевидения, а также является лауреатом нескольких премий Grammy — наиболее престижной награды в области музыки. Более того, в последние годы члены группы активно участвуют в различных социальных проектах направленных на помощь нуждающимся в Африке.
Ребята играли, как и подобает группе с вышеперечисленными регалиями: очень профессионально. Однако меня не покидало ощущение, что выступление на SWC было для них чем-то вроде трудовой повинности. Не могу сказать, что музыканты как-то старались наладить контакт с публикой: максимум на что их хватало между песнями- традиционное “Хау а ю дуин, Дель Мар?”. Сыграв несколько проверенных хитов и обкатав новый материал, ребята покинули сцену, оставив двойственное впечатление: с одной стороны, ничто не может затмить то влияние, которое они оказали на развитие христианской музыки, а с другой — я ожидал намного большего.
Солнце потихонечку катилось к закату, ноги мои гудели, и, скажу честно, я начал подумывать о том, чтобы сбежать с последнего концерта, который был запланирован на тот день. Хедлайнером вечера был Steven Curtis Chapman (Стивен Куртис Чэпмен), который является одним из основоположников современной христианской рок музыки. В итоге, вспомнив о том, что я фактически присутствую на дне рождения в качестве гостя, я решил отложить побег. Если коротко, то это было одно из лучших решений, принятых мной в последнее время!
Стивен оказался несколько старше, чем я предполагал, но именно это и произвело на меня особенное впечатление. Почти половину своего выступления он посвятил доверительному общению с публикой, рассказывая о своей семье. Два года назад его младшая дочь трагически погибла в автокатастрофе и, по его собственному признанию, это наложило огромный отпечаток на его музыку. Довольно долгое время Стивен не находил в себе сил выходить на сцену, снова и снова обращаясь к Богу с вопросами и не находя утешительных ответов. В какой-то момент он даже осознал, что больше не верит в то, что пел в течение многих лет. Но Стивен не отступил и, вернувшись на сцену, снова стал петь свои старые песни, которые теперь наполнились совершенно иным смыслом.
Это было выступление взрослого, мудрого, суперталантливого человека, который определенно знает, о чем говорит.
По пути домой я размышлял о том, чем же SWC так похож на наше Пришествие. Мое мнение — это бесплатная самоотверженная работа волонтеров. Без этих людей невозможен ни один фестиваль. И именно поэтому, вместо того чтобы заканчивать статью какой-нибудь эмоциональной высокопарной фигней, использую это место, для того чтобы сказать: спасибо вам большое, волонтеры, работавшие на пяти фестивалях Пришествия! Спасибо вам, бойцы невидимого волонтерского фронта.
Женя Шульгин twitter.com/blin_shulgin