На вопросы нашего корреспондента отвечает Санкт-Петербургский Епископ Русской Пастафарианской Церкви Макаронного Патриархата Владимир Нахимов.
Спасибо, что согласились с нами поговорить.
О, было нетрудно.
Честно говоря, мы немного знаем о пастафариансте, для нас это нечто новое. Возможно, мы будем задавать вопросы, на которые вам уже приходилось не раз отвечать, так как в Интернете информации мало.
Информация в сети вообще-то есть любая. Есть, например, церковный сайт.
Да, мы посетили сайт, но хотелось бы получить ответы на некоторые вопросы, что называется, из первых рук. Поскольку Вы — первый пастафарианец…
Правильнее пастафарианин. Пастафарианец — это почти что вегетарианец уже, как термин определяющий род занятий. А пастафарианин — это религиозная принадлежность.
Так вот, первый же повстречавшийся нам пастафарианин оказался епископом. Так как же становятся духовными лицами РПЦ?
В настоящий момент – это самоназначаемая должность. Всякий человек, верящий в Летающего Макаронного Монстра (ЛММ) и проживающий на определенной территории, если на этой территории место еще не занято, может самоназначиться и стать местным епископом.
То есть белый дым или черный дым здесь не нужен?
Абсолютно.
В чем заключается ваша роль как епископа? Часто ли к Вам обращаются миряне в поисках духовной помощи?
По большому счету у нас лишь недавно произошел резкий рост членов церкви. До этого я два года был епископом, и у меня не было вообще ни одного мирянина. Ничего конкретного пока что я не делаю, пока что роль епископа не определена.
А был ли такой момент, когда Вы решили, что хотите быть пастафарианином, или это был длительный процесс? Что повлияло на Ваше решение?
Я просто узнал об этой религии и сразу понял, что это мое. А как еще люди становятся религиозными? По большому счету, есть два способа. Первый способ — традиционный, как это было в большинстве цивилизаций, когда не было никакой альтернативы. Был некий народ, у которого была некая религия, к которой автоматически относились все. Иногда, правда, возникали смутные времена, люди начинали резать друг друга на религиозной почве, возникали новые религии. Сейчас у нас достаточно открытый мир, колоссальное количество информации. В мире существует, насколько мне известно, порядка тридцати тысяч одних только крупных религий, ну и понятно, что каждая из них считает себя единственно верной.
Это отличительная особенность любой религии.
Совершенно верно. Если говорить про нашу религию, то отличительной особенностью ее догматики будет то, что мы отрицаем догму как таковую, то есть мы верим в ЛММ.
Но разве это само по себе не является догмой?
Ну, это уже софистика (смеется).
Естественно. Мы же о религии говорим.
Мне сложно ответить на этот вопрос, но имеется в виду, что, безусловно, мы верим в ЛММ, мы верим, что он создал мир, мы верим в неразумное творение, в отличие от значительного числа религий, где верят в творение, христианство в том числе. Считается, что был некий разумный замысел, мы верим в то, что разумного замысла не было, и что ЛММ в момент творения был в не совсем разумном состоянии. Не то, чтобы он вообще неразумен, но в первый день творения он создал твердь и он создал пивной вулкан. Он попробовал своего творения, и… Пиво он пробовал первый раз в жизни, хотя сам его и создал. Он выпил лишнего и поэтому создал такой нелепый мир. Многие пытаются объяснить, почему в мире все так происходит, почему 99% существ, которых создал творец, уже вымерли. Мы считаем, что они вымерли, потому что были плохо сделаны. Он сделал их плохо…
Под действием пивного вулкана?
Под действием пивного вулкана. Под действием пивного вулкана он создал этот странный пастафарианский рай, в котором и находиться теперь вулкан и в котором есть фабрика стриптиза. Когда он на следующий день проснулся и посмотрел на то, что он создал, конечно же, сам пришел в большое удивление.
Но на самом деле на очень большое количество вопросов ЛММ не дал нам ответов, либо он считает, что нам вообще не нужно этого знать или пока не нужно этого знать.
Большинство крупных религий достаточно консервативны в отношении того, что является основой, ядром самой религии. Это нечто, что охраняется от нападок, оно неизменно. Поскольку ваша религия еще молодая…?
(Перебивает) У нас не совсем молодая религия. Мы верим, что на самом деле она самая древнейшая религия, что ей не меньше двух с половиной тысяч лет, но она была утрачена. Изначальныи носителями веры являлись пираты, они подвергались гонениям; то, что сейчас говорят о пиратах, в принципе не соответствует действительности. Представление о пиратах было сфальсифицировано в средние века. На самом деле это были достаточно дружелюбные мореплаватели. В евангелии от ЛММ есть подробное описание того, какими они были. Они могли, конечно, ограбить кого-нибудь, но по-доброму, весело, в принципе люди сами все им отдавали. Из того, что сохранилось, пожалуй, Хэллоуин передает атмосферу пиратского праздника. По мере уничтожения пиратов была уничтожена и вера, и возрождена она было совсем недавно. Но она бурно развивается и в настоящий момент, если я не ошибаюсь, в мире насчитывается более десяти миллионов пастафариан. В России зарегистрировано пятнадцать тысяч человек.
Пастафарианство — этоуже сформировавшаяся и устоявшаяся религия? Или новые данные постоянно поступают и добавляются в процессе, как в Википедии?
Мы в процессе, мы открыты. Я имею в виду, что есть какие-то вещи, в которые мы верим, но если кто-то докажет, что это не так, то мы готовы отказаться даже от самого главного знания, в которое мы верим — что мир создал ЛММ.
То есть это не слепая вера?
Нет, не слепая. Она основывается на массе свидетельств, подтверждающих правильность нашей веры. Но если окажется, что эти свидетельства ложны, мы готовы все рассмотреть по каждому пункту и не будем упираться и откажемся от нашей веры, если появится новая информация.
Как становятся пастафарианами? Есть ли какой-то обряд?
Нет, никаких обрядов. Надо просто поверить в ЛММ и хотя бы один раз прочитать все восемь заповедей. Можно принять пастафарианство в тестовом режиме на тридцать дней и если не понравится, уйти в другую религию.
Удобно. Для Вас это первая религия?
У меня были длительные духовные искания. Я пытался становиться христианином, я пытался становиться буддистом. Одно время мне была симпатична древнегреческая религия, хотя я даже не знаю, как ее назвать. И вот уже из древнегреческой веры я попал в пастафарианство.
Оглядываясь назад, можете ли Вы сказать, почему у Вас ничего не сложилось с этими верованиями?
Если конкретно с христианством, то меня совершенно не устраивали определенные тексты из Священного Писания. Их не много, но вот…
Можете привести пример?
Самое первое место из Второзакония, почти дословно могу процитировать: «Когда дерутся двое, и подойдёт жена одного из них и, чтобы увести его, схватит его за срамной уд, отсеки руку ее». Я согласен что ситуация очень редкая. Я еще пока что ни разу не видел, чтобы двое дрались, и подходила жена и хватала за уд. Но гипотетически эта ситуация может возникнуть, и я буду поставлен перед фактом, что мне надо будет отсекать этой женщине руку, и это для меня совершенно неприемлемо.
Претензии понятны. А может ли быть что-то такое, что вдруг откроется о пастафарианстве, что заставит тоже усомниться в правильность его развития?
Не знаю. Пока что ни чего такого не произошло, но если появятся какие-то доказательства того что это неправильно, но пока что их ни кто не предъявил поэтому продолжаем оставаться в нашей вере.
Как Вы относитесь к другим религиям? К тем двадцати девяти тысячам девятьсот девяноста девяти оставшимся крупным религиям?
Так же, как и все они относятся друг к другу. То есть мы полагаем, что они заблуждаются.
А есть какие-то дружественные пастафарианству религии?
Нет. По крайней мере, мне такие не известны. Мы полагаем, что все они заблуждаются, и надеемся, что однажды они примут нашу истинную веру. Но важно подчеркнуть, мы являемся единственной религией, во имя которой не пострадал ни один человек. Ни одна из других крупных конфессий не может этим похвастаться.
Когда читаешь статьи на сайте пастафарианской церкви, это все хорошо, с юмором написанные тексты. И может сложиться впечатление, что есть двойственный подход. С одной стороны есть эта религия. Вероисповедание, которая почти как игра…
У нас веселая религия.
А с другой стороны есть вроде бы другая жизнь, где человек более серьезный. И вот эта игра вызывается тем, что человека не устраивает современное положение религии в мире. Это первое, что приходит в голову — а не насмешка ли это над другими религиями. Не в этом ли смысл пастафарианства?
Мы ни над кем не насмехаемся, у нас просто такая веселая религия, потому что изначально носителями нашей веры были веселые люди, и мы такие же. Мы не лишены самоиронии, мы можем легко смеяться сами над собой.
Практически любая мировая религия куда-то ведет, есть какая-то конечная цель. Практически каждая религия как-то заманивает своего будущего адепта: мормонам обещают, что в раю они воссоединятся со всеми своими женами, у христиан есть представление о городе с золотыми дорогами, мусульманину полагается в раю семьдесят девственниц и так далее. Мы уже немножко затронули тему пастафарианского рая с фабрикой стриптиза. Чем еще пастафарианство привлекает будущих адептов, что еще оно может предложить? Или оно ничего не обещает и ничего не гарантирует?
Пастафарианский рай мы уже обсудили. Я не уверен, что это настолько заманчивое место. Но правда и пастафарианский ад не очень сильно отличается от рая, там все то же самое, но только пиво хуже, а все стриптизерши страдают венерическими заболеваниями. Так что в принципе, поскольку рай не такой заманчивый, мы больше концентрируемся на жизни здесь и сейчас. Главное, соблюдать заповеди.
На телеканале 100ТВ была передача с обсуждением пастафарианства. За основу была взята фраза депутата Милонова: «Сперва они с дуршлагами на головах ходят, потом храмы жгут». Удивительно, что в студии не было ни депутата Милонова, ни одного из адептов пастафарианства, но при этом там была одна из солисток скандальной группы Пусси Райот. И, наверное, не случайно пригласили эту девушку, видимо люди видят какую-то параллель в том, что они сделали в Храме Христа Спасителя, и в том, как себя ведут пастафарианцы.
Я этой параллели категорически не вижу.
Как вы относитесь к тому, что сделали эти девушки?
Я считаю, что это плохие манеры, мелкое хулиганство. Просто девушки, которых не научили правильному поведению в обществе. Но, безусловно, там нет ничего уголовного. В общем-то, они выехали за собственный счет, пропиарились, обрели мировую славу не своей музыкой, а бестактностью.
Я так понимаю, что фраза: «Сперва они с дуршлагами на головах ходят, потом храмы жгут» пусть и не имеет логической цепочки, но она отражает страх, что сегодняшняя вседозволенность, отсутствие тех же самых догм, о которых мы уже говорили, завтра приведет к тому, что люди станут более агрессивными. Можете ли Вы представить, что пастафарианство станет более агрессивной религией, например, в результате гонений?
Я не могу прогнозировать будущее и вполне допускаю, что через какие-нибудь сто лет пастафарианство станет официальной религией Российской Федерации, и она не будет ничем отличаться от Русской православной церкви на сегодняшний день. Если взять первых христиан, то с моей точки зрения, их действие подпадают под определение, которое РПЦ дает сегодня тоталитарным сектам. То есть из того, что РПЦ называет тоталитарной сектой, развилось и само РПЦ. Поэтому я могу предположить, что тоже самое может случиться с пастафарианством и любой другой религией, оно может полностью выродиться в свою противоположность. Я бы этого не хотел, но допустить, что такое когда-то произойдет, могу.
Вы упоминали, что Ваша религия была утеряна. Как евангелие ЛММ дошло до наших дней?
Было откровение пророку Бобби Хендерсену. Совершенно случайно это совпало с моментом, когда в каком-то штате Америки пытались ввести преподавание креационизма в школах.
Тогда мой следующий вопрос про взаимоотношения с церковью, с которой у вас «совершенно случайно» совпадает аббревиатура — РПЦ МП. Как и все остальное «совершенно случайно». Такая, можно назвать, агрессивная реакция…
Я не берусь говорить за всю церковь, на самом деле есть адепты православной церкви, которые вполне адекватны. Агрессия идет от отдельных личностей. Вот этот наш депутат Милонов, который, по моему личному мнению, не совсем вменяемый человек или не совсем порядочный…
А это одно и тоже?
Нет, это разные вещи, но мне кажется, что либо одно, либо другое про него можно сказать, но это сугубо мое личное мнение. Ну и в Москве есть активисты, не помню, как они называются.
«Божья воля»
Ну да. Это совершенно конкретный типаж, во все времена такие были.
Но сейчас заметно, что таких активистов стало больше. По крайней мере, они стали активнее. Раньше мы не так часто слышали о каких-то облавах.
Потому что влияние православной церкви увеличивается.
Была ли такая реакция для Вас сюрпризом?
Нет, совершенно не была.
То есть Вы ожидали подобного?
Рано или поздно это должно было произойти.
Насколько я понимаю, в Америке они не встречаются с такой реакцией?
Нет, не встречаются, насколько мне известно. В Италии тоже не встречаются, несмотря на то, что это католическая страна.
Как Вы думаете, почему в одном месте реакция есть, а в другом ее нет? Я читал о том, как в Москве атаковали ваших соратников…
Единоверцев.
Единоверцев. Это очень агрессивная реакция, а не просто какая-то нетерпимость. Даже тот мужчина с канала 100ТВ говорил в ваш адрес очень оскорбительные вещи. Ни на какой диалог он идти не хотел.
Есть, на мой взгляд, некая социально опасная структура, которая называется Русская Православная Церковь, некая средневековая, в общем-то, структура, которая рвется к власти и соответственно притягивает вот таких людей. В какие-то другие времена, другие силы, которые я мог бы назвать темными, привлекали таких же людей. Те же самые люди в двадцатые годы громили эту Православную церковь и вешали попов на столбах. Это были абсолютно те же самые люди. Но вот изменилось конъектура, а суть событий осталась. То есть, эти некие хулиганствующие элементы, которые видят, что для своей хулиганской деятельности они имеют властное прикрытие. Вот и все.
Вас не пугает такая реакция на ваш вроде бы безобидный Пастный ход?
Пугает, но я вижу свою задачу после этой акции — выстраивать свою деятельность так, чтобы подобное не повторялось. У нас пока что очень важный аргумент, что ради нашей веры не пострадал ни один человек, хотелось бы, чтобы оно так и осталось.
А можно отпасть от веры? Есть какой-то процесс?
Никакой процедуры не предусмотрено, пожалуйста. Если какая-то другая вера нравится больше, никто не держит. Мы считаем, что чем больше в мире будет пастофариан, тем лучше, но если кому-то не нравится наша вера, то мы не против.
Я понимаю, что «совершенно случайно» совпало так, что русская православная церковь и пастафарианство похожи. Есть ли шанс, что какие-то вновь открывшиеся данные укажут, что мусульманская религия или буддизм, например, тоже как-то очень схожи с пастафарианством. Или это всегда будет религия, очень похожая на только РПЦ?
Во-первых, пророк Хендерсен проживает в Америке, где православная церковь имеет минимальное влияние, а РПЦ и вовсе мизерное, поэтому нельзя говорить о том, что тут есть какая-то взаимосвязь.
Но если, допустим, сейчас в Казани произойдет усиление влияния мусульманской общины, есть ли шанс, что вдруг откроются какие-то новые данные о пастафарианской религии, которые укажут на то, что «совершенно случайно»… Понимаете, о чем я говорю?
Могут, конечно, могут. Мы — открытая религия. Существует два метода познания — научный метод, который сейчас находится в глубоком кризисе, эмпирический. И сверхъестественный метод, который на протяжении человеческой истории всегда являлся более важным. То есть, если мы возьмем болезни в средние века, то чем они вызывались по свидетельствам того времени? В основном это было влияние злых духов, и эти болезни лечились сверхъестественными методами, которые были чрезвычайно эффективны. Если я сейчас спрашиваю людей, болел ли кто-нибудь из них болезнями, вызванными злым духом, то я не нахожу вообще не одного свидетельства. Это говорит о том, что сверхъестественные методы были очень эффективными, и эти болезни были полностью вылечены. Так же, как в двадцатом веке были болезни вылеченные посредством пенициллина. Поэтому мы за содружество научного и сверхъестественного методов. И тот, и другой имеют право на существование.
Преимущество сверхъестественного метода в том, что он быстрее. Сначала выдвигается некая теория, а потом ищутся ее доказательства. Это гораздо быстрее, чем собирать массу статистических данных и на основании их делать выводы. И если это быстрее и эффективнее, то это должно преобладать.
А есть ли разница между религией и верой? Различает ли пастафарианство эти понятия или это одно?
По статистике 20% жителей нашей страны считают себя людьми верующими, но не относятся ни к какой религии. Среди тех, кто считает себя православными, есть порядка 30% не верующих в Бога. При этом они продолжают считать себя православными, то есть людьми религиозными, но не верующими. Так что статистика говорит о том, что есть некая разница между религией и верой.
Почти каждая религия страдает от того, что кто-то из ее адептов становится религиозным фанатиком. Не страдает ли от этого и пастафарианство? И как это может выглядеть?
Пока что нет, однозначно. Как правило, религиозные фанатики — это невежественные люди. Образование – это все-таки весомый фактор. Пастафарианами становятся, в принципе, взрослые люди, по крайней мере, сейчас.
Если в пастафарианстве есть рай и ад, есть божество, кто тогда выступает в роли дьявола? Есть такая темная сила?
Нет. Мне про нее ничего не известно. Пока что у нас нет информации.
Что Вы чувствуете по отношению к депутату Милонову? Что именно из того что он делает Вас наиболее смущает?
Затрудняюсь ответить. Я его не призираю, мне его не жаль. Меня смущает агрессивное поведение, нападки на инакомыслящих, иноверцев, и, на мой взгляд, нарушение им существующего российского законодательства, то есть по большому счету он борется против свободы совести. Он пытается ввести свою религиозную точку зрения в ранг закона, что нарушает свободу совести. Я не против, чтобы он занимался отправлением своего культа в соответствии с существующим законодательством, в пределах культового учреждения.
Мне показалось, что время от времени Хендерсон, на вопросы об истинной причине его религиозности, отвечает, что это доведение до абсурда не случайно, и те «совпадения», о которых мы говорили, и стали причиной. И у нас сейчас похожая ситуация с введением закона божьего в школе, или единый учебник по истории из той же области. Нет ли такого раздвоения, и не снимает ли верующий пастафарианин в конце рабочего дня маску и не говорит, что он это делает, потому что его реально достало то, что эти религиозные товарищи учат его жизни?
Я не могу говорить за всех пастафариан. Я нет. Я верующий человек.
То есть это не игра, а совершенно искрение убеждения?
Это наша такая веселая вера. Я совершенно искренен.
И ваша вера совершенно не зависит от действия каких-то других религиозных течений, их активности в своей борьбе против свободы совести и свободы слова, того на сколько активен депутат Милонов, того насколько сильно давят фундаменталисты?
Этого я не могу сказать, возможно. Есть текущая ситуация, и мы просто хотим, чтобы духовная жизнь была представлена в максимальном разнообразии. Мы хотим, чтобы наша вера была представлена точно так же, как и все остальные, чтобы человек имел возможность максимального выбора. Мы всего на всего за равноправие. Когда мы видим, что какая-то другая религия начинает агрессивно себя вести, и преподавание какой-то религии вводится в школах, а нашей религии нет, мы чувствуем себя ущемленными и ъ вынуждены предпринимать какие-то действия, но всего лишь для того, чтобы установить некий status quo. В Соединённых Штатах была подобная ситуация, когда в школы вводили преподавание креационизма.
Вы говорите, что это случайность, не игра. Можно ли признать, что эти вещи неслучайно сошлись в одной точке, обязательно ли продолжать держаться этой версии? В чем противоречие, почему одно и другое не могут существовать параллельно?
Во-первых, потому что это наша вера.
То есть некоторые основы вашего вероисповедания не являются реакцией на действия других религиозных течений. Потому что, как я понимаю, именно это вам вменяется в вину людьми вроде «Божьей воли» — вы подрываете устои, высмеивая их религию.
С моей точки зрения, мы не подрываем никакие устои. Есть какие-то общие черты между некоторыми религиями. Если взять авраамические религии, то они все похожи друг на друга. Так получилось, что наша вера тоже похожа на авраамические религии. Очевидно, что нас неправильно поняли.
Женя ШУЛЬГИН
Фото: Маша Шульгина