Смесь кинокомикса-вестерна в декорациях постапокалипсиса, фильма-ужаса с вампирами и притчи-антиутопии о противостоянии веры и церкви – вот что такое «Пастырь». Несмотря на мой первоначальный скепсис по отношению к этому фильму, я всё-таки рад, что не пошел на поводу своего первоначального предубеждения. Вот только не надо сразу же ожидать сверхинтеллектуального кино, чтобы потом не требовать с кинокритика денег, выброшенных на ветер.
Действие происходит в мире, который полностью контролируется церковной системой, успокаивающей людей утверждениями, что вампиров больше нет. По этой причине и был распущен Орден Пастырей, наиболее эффективно сражавшийся против последних. Но оказывается, что «не всё спокойно в Датском королевстве». И поэтому, когда Церковь запрещает главному герою пойти на помощь своей племяннице, Пастырю приходится выбирать.
Согласен, идея противопоставления бездумного послушания, которого требуют «монсиньоры», личной вере и борьбе за истину не нова. Тем не менее, избитость темы не лишает её актуальности, ведь это та ситуация, с которой многие сталкивались не раз, и поэтому она всегда режет как по живому. Что лучше: молчаливое согласие с ложью (даже если она и успокаивает) или риск потерять всё ради самого главного – Истины? Кто является для нас верховным авторитетом: Церковь или Бог? Я понимаю, что подобные вопросы могут в лучшем случае выбивать у нас почву из под ног, а в худшем – служить отговорками для несознательных христиан. Но это не значит, что мы должны отмахиваться от них. Ведь подавленные сомнения имеют тенденцию прорываться наружу, и часто самым отвратительным образом.
Но гораздо более интересной мне показалась другая тема, поднятая в фильме. По «долгу службы» Пастырям приходится от многого отказываться (аллюзия не только на католическое монашество, но и на любого посвященного пастора или служителя). И некоторые не выдерживают такого напряжения. Главный антагонист в разговоре с Пастырем пытается нащупать у того слабое место. Он говорит, что ему надоело постоянно чем-то жертвовать, что теперь он может жить свободно и без ограничений. Но как раз здесь и содержится главная ошибка среднестатистического светского человека: подмена свободы вседозволенностью. Если первая вложена в человека Богом, то вторая ввергает нас в рабство хаоса в нашей душе. Отстаивая жизнь без ограничений, мы ставим в центр мира себя и забываем обо всём остальном. Утверждая свободу, мы отстаиваем достоинство человека, помнящего о других людях, ради которых стоит чем-то жертвовать.
Анатолий ЗАХВАТКИН