Сербский кинематограф почти неизвестен за пределами своей страны, хотя снимают сербы довольно неплохое кино, пусть и не с колоссальными бюджетами, как французы или англичане.
Фильм «Стрижка» повествует об истории вокруг движения сербских футбольных хулиганов и скинхедов. Возможно, эти движения не представляют никакой угрозы для США, где на фоне банд из гетто любое около футбольное движение покажется детской шалостью. Тем не менее, для Европы проблема неонацизма и «около футбола» была и остается актуальной. Вспомните недавнюю стычку поляков и россиян на чемпионате мира.
Россия вообще не осталась в стороне и в середине первой декады нулевых очень сильно отличилась. Пример тому шокирующие последствия, оставленные после «акций» питерской банды неонацистов Mad Crowd. Власти тогда старательно скрывали факт существования подобных группировок в России и даже делали заявления в СМИ, типа «скинхедов в России нет». Даже книгу «Skinheads. История одной банды» о Mad Crowd Ильи Стогова изъяли из всех книжных магазинов буквально сразу, как она легла на полки.
Но суть таких книг и фильмов не рекламировать эти движения (если не говорить об эстетской «Фабрике Футбола» Джона Кинга или снятым по сценарию экс-хулигана Даги Бримсона «Хулиганам Зеленой Улицы»). Суть этих фильмов и книг показать, что за все придется заплатить, и ценой не малой.
Тема неонацизма куда более остра, с учетом суммирования общего числа совершенных ими преступлений и жертв этих преступлений. Сотни молодых людей попадают на очень длительные сроки в места не столь отдалённые по своей же глупости, сломав жизнь себе, своим родственникам, жертвам и родственникам жертв.
«Зачем они делают то, что делают?» Есть много ответов на этот вопрос, но нет одного однозначного и исчерпывающего.
Стас СОРОЧИНСКИЙ