Первая и, скорее всего, последняя попытка российских кинематографистов воссоздать художественно реалии жизни околофутбольного сообщества, именуемого «футбольные хулиганы». Про хулиганов фильмов достаточно много, учитывая узость посвященных в эту тему людей. И если фильмы типа «Касс» или «Фирма» смотреть вообще не интересно, то «Фабрика Футбола» и почти рыцарская сага «Хулиганы зеленой Улицы» смотрятся весьма симпатично и интересно.
Тема футбольного хулиганизма для России не нова, только отображается она по-разному. Для одних хулиганы – это «шарфисты» (увешенные атрибутикой клуба болельщики), для других – какие-то непонятные гопники с окраин, вчера купившие на рынке кеды «абибас» и фэйковый костюм «лонсдейл» (хотя такие даже среди хулиганов встречаются нередко), для третьих футбольные хулиганы – это сборная России, бессовестно проигрывающая почти каждый большой матч. В общем, ни те, ни другие не правы. Хулиганы – это клубные банды одетых в фирменные вещи с прилавков одного инкубатора парней и мужиков, которые составляют основу того или иного клуба: «Бомжи» («Зенит»), «Мясо» («Спартак»), «Кони» («ЦСКА»), «Динамики» («Динамо») и т.д. И вот эти самые хулиганы любят встречаться после топовых матчей (и не только) и бить друг друга почем зря, выкрикивая нецензурную брань и портя воздух в случае перевеса сил противника.
В общем, обо всем этом и идет речь в фильме «Околофутбола». Собрались парни из разных слоев общества, у которых в голове болит последний зуб, и болеют они за один и тот же клуб. И лупцуют друг друга по мордасам. Все начинается весьма многообещающе. Стадион. Играет Kasabian – Club Foot. Идет типичный хулиган Ярый (я несколько раз даже встречал очень похожих на него хулиганов). Хулиганы одеты в Stone Island, Ralph Lauren, Lacoste, в общем, все по правилам. Но есть нестыковки: не верю я в футбольного хулигана – кандидата исторических наук (ну зачем кандидату такое надо, тем более с таким интеллигентным лицом?). Так же не верю я в хулигана – очень успешного бизнесмена (да, эта тема заимствована еще из фильма «Фирма»), ибо очень успешный бизнесмен у нас живет гламурной жизнью, и способен на хулиганские выходки только где-нибудь в Куршевеле. Ну и, конечно же, линия любви – красивой девушки из не хулиганской среды к хулиганистому хулигану. В общем, получилось «нашинское кино».
Но смотреть это можно хотя бы для того, чтобы потом не называть Боярского хулиганом за то, что он не снимает намертво приросшие к нему шляпу д’Артаньяна и шарфик «Зенита».
Стас Сорочинский