Недавно в одной из бесед с христианами я был поставлен перед жестким вопросом: следует ли «фильтровать» Библию, или же, напротив – принимать все, что там написано? Если бы я был карьеристом от религии или новообращенным, я бы без запинки ответил «мы должны беспрекословно принимать все, что написано в Библии». Если бы я был злоречивым атеистом, то я бы сказал «фильтровать и отбросить 99% написанного в Библии». Поскольку я не принадлежу ни к одной из указанных категорий людей, то я не нашел ничего лучшего, чем ответить вопросом: «мы уже фильтруем Библию, не так ли?».
Проблема в том, что осознание факта «фильтрования» написанного в Библии чрезвычайно огорчает верующих. Многие из нас не могут признаться самим себе, что они избирательны в своем послушании библейским текстам. Не помогает иногда и знание «контекста»: мол, «культурный» контекст изменился и поэтому мы сейчас не делаем этого или того. Все равно в подсознании остается ощущение, что мы не до конца послушны, что мы уходим из «императивного» пространства Библии, что мы, в конце концов, обесцениваем Библию своими заключениями о разных контекстах. Если контекст меняется, то как увязать это с утверждением, что Библия – это слово, данное человечеству на века?
Разочарование и критицизм разъедает умы. И по этой причине самые слабые начинают уходить из церквей. Их вера слишком слаба, чтобы справиться с нестыковками всех богословских или библейских концепций.
Как же нам в свете последнего толковать Библию? Значит ли все это, что толковать ее каждый может как угодно? Разумеется, нет. Попытка поставить капитаном корабля только вдохновение и выбросить за борт здравый смысл кончается кораблекрушением в вере.
Правильное толкование Библии имеет место при правильной расстановке приоритетов. Какая человеческая личность обладает наивысшим приоритетом в Библии? При всем моем уважении к пророкам и апостолам – это Иисус Христос. Какие слова обладают наивысшей важностью в Библии? При всем уважении к апостолам и пророкам – слова Иисуса Христа. Это правило приоритета ни в коем случае не умаляет или отменяет все слова, которые сказаны не Иисусом. Это правило лишь помогает истолковать их. Для примера возьмем слова апостола Павла о мужчинах, женщинах и покрывалах.
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. (1 Кор. 11:7-10)
Данный текст имеет совершенно четкий культурно-исторический контекст. Женщина в древности была тотально подчинена мужчине, покрывало означало, что женщина замужем, что в случае неприятностей она находится под покровительством и защитой своего мужа. В наше время женщина может ходить с непокрытой, нормы приличия трансформировались.
Вторым возможным толкованием этого места является строго консервативная трактовка: мужчина превосходнее женщины, женщина поставлена рангом ниже и ангелы должны различать благочестивых женщин по покрывалам на голове.
Оба данных толкования вполне распространены среди различных конфессий. Какое из них ближе к истине? При первом толковании кажется, что страдает авторитет посланий Павла, при втором страдает здравый смысл: женщина, как показывает жизнь, не лучше и не хуже мужчины.
На это место необходимо посмотреть сквозь призму учения Иисуса Христа. Иисус ничего не говорил о превосходстве одного пола над другим. Он имел учениц – явление революционное для того времени. Он проповедовал Евангелие женщинам так же, как и мужчинам. Иисус учил, что Бог знает, о чем думает человек, что у человека «волосы на голове сочтены» – то есть божественному Духу или ангелам не нужна помощь, чтобы определить, какая женщина благочестивая и какая – нет.
Мы, как последователи Иисуса Христа обязаны думать в первую очередь об учении нашего Учителя, и только потом – о документах, оставленных нам в назидание другими. Верность Его учению в целом означает успех в нашем духовном росте. Каждый наш провал связан с забвением или непониманием требований Учителя. Фильтровать ли нам Библию? Да – но так, чтобы простое учение Иисуса не затерялось среди наших слов.
Василий КРАПИВНИЦКИЙ