Антропологическая задачка. Как бы вы реагировали, если бы незнакомый человек подошел к вам и сказал: мне нравятся твои очки, подари их мне. Или: я хочу быть твоим другом. Или: купи мне такую сумку. И говорят это люди, совсем непохожие на обычных попрошаек. Что они имеют в виду и как реагировать на это, чтобы и не обидеть человека и самой в глупом положении не оказаться? Оказывается, это способ завязать беседу. Отвечать нужно шуткой. Попробуйте придумать, как можно пошутить в ответ, если африканский друг попросит в подарок вашу машину. Сначала эти просьбы меня напрягали, и я судорожно искала тактичный ответ, но сейчас я понимаю, что никто и не ждет, что я посредине рынка сниму футболку и подарю ее просившему. Просто нужно правильно отшутиться. Например: хорошо, а ты подари мне свою шляпу. Или: хорошо, подарю завтра. Или: постираю и вечером принесу тебе. При этом никто не ожидает, что вы выполните обещание. Но иногда и, правда, бывает, что просят деньги или ожидают вознаграждение, когда совсем не рассчитываешь одаривать или платить. И здесь нужно иметь навык и различать — когда с тобой шутят, а когда просят об участии.
Про покупки. Рынок – основное место закупок. Иногда цены называют завышенные для местного прейскуранта. Поначалу я думала, что «дурят» нашего брата, а потом поняла, что торг тут необходимая часть сделки. Но торг проходит не по привычным для меня правилам. Здесь не собьешь цену, если скажешь, что собираешься покупать много или покупаешь для бедных соседских детей. Главное — не показывать вид, что товар понравился и он тебе нужен. Лучше нехотя покачать головой и сказать, что не особенно хочешь это купить, и начинать медленно отходить. После этого спросят твою цену, и тут не теряйся – называй на 25% меньше, это и будет примерно реальная цена покупки. Но до сделки пройдет еще немало времени, и если есть время и терпение, то начинается своеобразная игра в торг. Аргументы для снижения цены могут быть самые необычные. Вот несколько найденных мною: «если я заплачу такую цену, то мне не останется денег, чтобы купить еды или воды, а здесь очень жарко»; «если отдам тебе все деньги, то не смогу купить билет, чтобы доехать до своей деревни»; «если продашь мне за такую цену, то я расскажу о тебе в своей стране, и тебя будут долго помнить», «если моя подруга сохранит деньги от покупки, то ее муж будет очень доволен», — это оказалось самым сильным аргументом для мужчин-продавцов. При этом нельзя раздражаться. Зато после удачной сделки чувствуешь себя героем-победителем на ганском рынке. А бывает, что после торга тебе дают довесок, равный половине покупки. Вот такая загадочная ганская душа.
Загадочная ганская душа. Иногда кажется, что все хотят загнуть цену и нажиться на мне. Но в других случаях люди удивляют бескорыстием и готовностью выполнять тяжелую работу для нас.
Как-то в доме отключили водопроводную воду, что тут случается часто. Местная учительница, узнав наше положение, организовала детей, и они пошли на ручей, чтобы принести нам воды. Несли как обычно в тазах на головах. Мы угостили их конфетами, но они не ждали расплаты.
Непрошенные гости. Мы на машине возвращались с семинара. И тут нужно сказать стандартную фразу: «Ничто не предвещало беды». В дороге должны были провести около 4-х часов. Обычные ухабины, оранжевая пыль. Проехали половину пути, запахло гарью, машина остановилась. Открыли капот, перегорели какие-то провода. Дорога пустынная. Стало ясно, что ремонт займет неопределенно долгое время. Один наш сотрудник нашел в ближайшей деревне церковь и доставил нас под опеку семьи молодого пастора. Мы оказались среди глиняных домиков, как обычно, под молчаливым прицелом множества детских глаз. Подходили деревенские женщины и мужчины, приветствовали, приседая – это особое проявление уважения. Похоже, что белые люди диковинка в этих краях, и мы спокойно воспринимали интерес людей к нам. Пастор вынес во двор для нас лавки, рассказывал о своем двухлетнем служении в округе. Он курирует 7 церквей и по очереди объезжает их для проведения богослужений. По два каждое воскресенье. Делился, что люди трудно откликаются на Евангелие, тут практикуют идолопоклонство, приносят жертвы духам и духам праотцев.
Было видно, что пастор и его семья живут очень просто и небогато, но нам оказывали все почести. Готовы были поделиться ужином. Мы, поблагодарив, отказались, приведя веские доводы. В этом месте нет магазинов, и за минеральной водой пастор Винсент ездил в соседнюю деревню, так как местную воду из-за бактерий мы не можем пить. Наступал вечер, мы, уставшие, решили прилечь на лавках. В этот момент из дома стали выносить разобранные части двуспальной хозяйской кровати. Когда до меня дошло, что это делается для нашего отдыха, мне стало очень нехорошо, что мы приносим такое неудобство. Я совсем не ожидала, что лежанкой для нас станет вынесенная кровать хозяев. Не могу описать, какое смятение у меня было, но остановить процесс было уже невозможно. При этом Винсент приговаривал: «Вот, это настоящее миссионерское служение, настоящая миссионерская жизнь». Я думала, что он говорит о себе, объясняет свои действия, что, мол, приходится служить так самозабвенно людям. Но вскоре я поняла, что это он про нас приговаривает, нас ободряет, что мы, как настоящие миссионеры, испытываем трудности местной жизни. Когда я поняла, мне стало еще неудобнее: уж в этот момент мы точно не чувствовали себя «великими жертвенными служителями», особенно перед этим пастором. Мы уже смирились с этой необычной ситуацией, но, к счастью, тут подъехала наша машина. Мы прощались, благодаря за гостеприимство и безопасность. Решили молиться за пастора Винсента и людей в этой округе. Вы тоже можете присоединиться к молитве.
Я предлагала ночлег людям, и мне тоже предлагали в разных ситуациях, но никто никогда так жертвенно, до конца и без остатка не отдавал мне свою кровать для ночлега. Вспомнились ветхозаветные истории гостеприимства. Кажется, я лучше стала понимать, как Лот смог предложить своих дочерей развращенным жителям Содома, ради спасения своих гостей.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе.
Псалом 32:10
Яна Щуко
Миссия переводчиков Библии «Уиклиф»