“Being moved in Spirit I prayed up to one hundred times in the day.” – St. Patrick
Большинство людей не знают, что св. Патрик обладал живой харизматической верой, которая в пятом веке озарила яркой вспышкой всю Ирландию.
Святой покровитель Ирландии покоится на небольшом кладбище, примыкающем к кафедральному собору Даун, что в Даунпатрике (Северная Ирландия). На первый взгляд, это место ничем не примечательно, узнать его можно только по большому гранитному камню с одной-единственной надписью: «Патрик». Здесь в молчаливой простоте покоятся земные останки человека, который из пленного мальчика-раба превратился в апостола всех ирландцев. Он преобразил лицо народа, которому предстояло серьезно повлиять на судьбы европейского континента.
Подобно траве, скрывающей от путника заброшенную тропу, время не пощадило память об этом великом Божьем человеке. Сегодня мы знаем о нем совсем немного, хотя день его смерти – 17 марта – во всем мире отмечается как День святого Патрика. В этом празднике много такого, что не имеет к Патрику никакого отношения. Зеленое пиво и парады при всей благопристойности намерений не отражают ни жизнь, ни наследие святого. Чтобы получить точное представление о его жизни, нужно исследовать его труды, в особенности «Исповедание» и «Письмо солдатам Коротика».
Патрик родился в непростой обстановке второй половины четвертого столетия. Близился крах Римской Империи, повсюду гремели бунты. Особенно ситуация осложнилась в 376 году, когда из страха перед армией гуннов множество го?тов перешли через реку Дунай и поселились на римской территории. В 406 и 407 годах вандалы пересекли Рейн и разграбили Галлию и Испанию, а в 409 году вынудили последние римские легионы оставить Британию. Еще через год пал сам Рим. Предсмертные конвульсии западной империи продолжались до 476 года: именно тогда она прекратила существование, и начался мрачный период европейского Средневековья.
Ирландия находилась по другую сторону умирающей империи. Римлянину ее жители представлялись опасными и непредсказуемыми, как и сама природа страны. Однако именно эту страну с ее опасной красотой Бог избрал, чтобы возродить изможденный войной лик Европы, а Патрик стал орудием Его промысла.
Патрик родился в семье римских аристократов в поселении Баннавем-Табурниа. Скорее всего, оно располагалось в дельте реки Северн, неподалеку от Бристоля. По мере постепенного вывода римских легионов прибрежные районы все чаще подвергались нападениям ирландцев, которые грабили и похищали людей везде, куда ступала их нога. Так около 400 года Патрик оказался в плену. Позже он напишет об этом в своей «Исповеди»: «Когда мне было примерно 16 лет, я не знал Единого Истинного Бога. Меня захватили и привезли в Ирландию со многими тысячами людей».
Из этого комментария видно, что произошло вторжение захватчиков. Это было тяжелое время. Людей ловили, избивали, заковывали в цепи и обращали в рабов. Вполне возможно, что последним воспоминанием Патрика о родине был горящий дом и крики родственников и друзей, которых вырвали из обжитых мест. Аристократическое воспитание сделало его абсолютно неподготовленным к жизни раба.
В то время кельтская Ирландия была совершенно языческой, ею управляли суеверия и предзнаменования. Из уст в уста передавались истории о богах и богинях — истории, от которых в жилах стыла кровь. В племенном обществе заправляли воины, выросшие в лесах и болотах, не имевших ничего общего с той культурной средой, которую только и знал Патрик.
Одиночество юноши было особенно тяжелым из-за того, что ему пришлось учить новый язык. Рабы жили в настолько невыносимых условиях, что средняя продолжительность жизни среди них составляла чуть больше 30 лет. Каждый носил на шее железное кольцо, помогавшее быстро находить беглецов, а при поимке их ждала верная смерть. Многие рабы предавались отчаянию и жалости к себе. Однако Патрик отнесся к ситуации иначе. Он понимал, что Бог допустил его испытания для его же блага, и этот тоненький лучик надежды начинал постепенно рассеивать мглу отчаяния.
Патрик писал: «Мы отвернулись от Бога, не сохранили Его законы и не слушали Его служителей, объявлявших о Его спасении. Это Господь открыл мне мое неверие, чтобы я обратился от своих грехов и принял веру».
Патрика продали Милиуку – вождю, жившему у горы Слемиш, в графстве Антрим, – и шесть лет он пас для него овец и свиней. Именно здесь, в суровой гористой местности, Бог начал изменять жизнь юного раба.
Он вспоминал: «Ежедневно молясь весь день напролет, я все больше и больше ощущал внутри себя любовь к Богу и страх перед Ним, и моя вера укреплялась. Движимый Духом в горах и лесах, я молился до ста раз на дню и еще столько же ночью. Вставая утром для долгой молитвы, будь то в снег, в мороз или в дождь, я не испытывал тяжких последствий или лени — настолько силен был Дух внутри меня».
Слемиш стал той наковальней, на которой был выкован этот Божий человек. Сокрытый ирландскими холмами, укрепленный страданиями, произнеся за свою рабскую жизнь полмиллиона молитв, Патрик был сформирован самим Богом.
В плену Патрик обрел внутреннюю силу и близкие отношения с Богом. Через шесть лет во сне он услышал голос: «Твой корабль готов». Он отправился в Вексфорд, расположенный на расстоянии 320 километров, и там сел на корабль, отплывавший в Галлию. Он стал беглецом, и ему грозила смертельная опасность, однако он признается: «Я ничего не боялся». Сначала его не пустили на корабль, но когда он помолился, его неожиданно пригласили на борт.
Через три дня корабль пришвартовался в Аморике, что во французской провинции Бретань. Вся прилегающая местность была разрушена вандалами: они напали ровно в новогоднюю ночь 407 года. Пассажирам корабля пришлось еще 28 дней идти пешком вглубь континента, без еды, под угрозой голодной смерти.
Капитан корабля как-то спросил Патрика: «Ответь мне, христианин. Ты говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, тогда почему бы тебе не помолиться за нас? Мы умираем от голода, и может случиться так, что больше мы никогда не увидим живой души». Это был вызов, публичное испытание веры юноши. Ответит ли Бог, которому служил Патрик, на его молитву и проявит ли Свою силу?
Патрик сообщает: «Я смело ответил им: „Обратитесь к Господу, моему Богу, всем своим сердцем, ибо с Ним нет ничего невозможного. Сегодня Он сможет дать вам в дорогу больше пищи, чем вам необходимо, ибо у Него везде имеются полные хранилища“. С Божьей помощью так и произошло; тут же перед нашими глазами появилось стадо свиней. Забив многих, люди стояли лагерем два дня, восстанавливая силы. Даже их ослабевшие от голода собаки насытились».
Патрик исполняет Божий план
Когда Патрик вернулся в Британию, его семья умоляла его никогда больше не покидать стены родного дома. Однако однажды он увидел во сне человека, который призывал его вернуться в Ирландию.
«Его звали Викторий, и он как бы шел из Ирландии со множеством писем, – рассказывает Патрик. – Он дал мне одно из них, и я прочитал начало письма. Там говорилось: „Голос ирландцев“. Читая эти слова, я понял, что я их слышу в буквальном смысле – они доносились из Воклутского леса, что у Западного моря. Вопль состоял всего из одного голоса: „Святой Юноша, мы просим тебя прийти и снова ходить среди нас“. Благодарю Бога, что после многих лет Он допустил эту просьбу».
Это был македонский призыв Патрика. После этого было еще два подобных случая, и каждый раз перед юношей вставал непростой выбор: подчиниться Богу и вернуться в землю своего рабства, чтобы больше никогда не увидеть свою семью, или остаться в Британии и навсегда забыть о Божьем призыве.
Помня о том, что в юности непокорность стоила ему свободы, Патрик принял решение уехать. Он перебрался на континент, где служил в нескольких религиозных орденах. Сегодня считается, что Патрик проходил обучение в Галлии, Италии, на Леринских островах (современный Сент-Оноре недалеко от Канн и Монако) и в городе Осер в 160 километрах к востоку от Орлеана (Франция). Впоследствии именно из Осера он отправился в Ирландию.
В 431 году епископ Германий, настоятель Патрика в Осере, решил назначить в Ирландию епископа. Патрик очень рассчитывал занять этот пост, однако его надежды не сбылись по двум причинам: во-первых, он был простоват для такой важной должности (пленение в 16-летнем возрасте сказалось на его образовании и речи); во-вторых, однажды он признался своему другу, что в 15 лет совершил серьезный грех (скорее всего, это было убийство).
Отказ в назначении стал для Патрика ударом. После отбытия из Ирландии прошло уже больше двадцати лет, и он как никогда был полон решимости вернуться в эту страну в качестве Божьего вестника. Сейчас же, казалось, сама жизнь потеряла всякий смысл. Разве у него не было божественных видений? Разве не для этого он оставил свою семью? Он пишет: «В тот день я получил такой удар, что чуть не пал раз и навсегда».
Патрик подчинился этому решению, и епископом был назначен некто Палладий. Но через непродолжительное время Палладий умер, и Германий неохотно, но все же назначил Патрика на его место. Прибытие Патрика в Ирландию открыло новую страницу в истории христианства.
В 432 году Патрик прибывает в Странгфорд-Лох, местечко неподалеку от Даунпатрика (Северная Ирландия). Сначала он проповедовал только влиятельным людям: его первым обращенным стал вождь по имени Диху. Позже он подарил Патрику амбар, ставший первой церковью в Сауле. Сегодня там возвышается прекрасная каменная церковь, и посетители рассказывают об удивительном ощущении близости Бога, царящем в этом месте.
Ежедневно Патрика подстерегали опасности. Он пишет: «Каждый день я жду, что меня убьют, обманут или обратят в рабство, но я не боюсь ничего этого благодаря Божьим обещаниям».
Соблазн вернуться в Британию был очень сильным, но Патрик стойко держался своей миссии: «Даже если бы я решил уехать и вернуться в Британию, — ибо я очень хочу увидеть свою страну и родителей… — Дух связывает меня и свидетельствует… что отъезд будет ошибкой, ибо я боюсь потерять плоды своих трудов, или, скорее, трудов Христа, который пригласил меня сюда, чтобы оставаться здесь до конца моих дней».
Любовь к своей пастве, верность призыву, предвкушение вечной награды – все это стало для Патрика путеводными ориентирами. Он был совершенно убежден, что его ждали куда более великие сокровища, чем все ценности этого мира. Он оставался верным до самой смерти, которая настигла его 17 марта 461 года.
Историки, жившие с 7-го по 12-й век, щедро украсили биографию Патрика причудливыми рассказами о сверхъестественных событиях. Хотя многие подобные истории представляют собой большое преувеличение, мы вряд ли вправе полностью отвергать возможность вмешательства божественных сил в служение Патрика. Ирландией заправляли друиды, державшие народ в подчинении с помощью оккультизма, суеверий и страха, и вряд ли ирландцы могли с легкостью променять привычный образ жизни на новую веру, не видя никаких свидетельств ее силы.
Под конец жизни Патрик заложил мощное основание для развития христианства в языческой Ирландии, крестив тысячи мужчин и женщин, – это при том, что тогда в стране проживало не более полумиллиона человек. В последующие столетия ирландские миссионеры наводнили весь европейский континент, распространяя благую весть и учреждая монастыри. В золотой век кельтского христианства эти монастыри стали важными религиозными и научными центрами. Из семени, посеянного Патриком на каменистой почве Европы, вырос могучий лес христианства.
Кевин Сэмбрук
Кевин Сэмбрук и его жена Розмари – пасторы церкви «Кавенант лав» в Белфасте, (Северная Ирландия) и директора фонда «Рима ристорейшн министриз» (rrm-usa.org). Недавно Кевин выпустил сборник молитв на компакт-диске, основанный на жизни и служении св. Патрика.
Первоисточник:
Sambrook, Kevin «The Irish Apostle»
Charisma March. 2008: 50-58.