«Пусть мы не можем исправлять мир, как могут U2, но мы можем это делать на том месте, где мы находимся»
(Интервью с группой Фимiам)
Интервью с Тимуром Хуснутдиновым – бессменным лидером группы Фимiам, которая в свое время имела перспективы одной из первых христианских команд выйти на светский рок-рынок, но затем почти пропала из поля зрения.
В свое время они выступали с такими артистами, как Каста, Дельфин, Lumen, а также принимали участие в музыкальном рок-фестивале «Эммаус», собиравшем аудиторию в несколько десятков тысяч человек.
О судьбе группы, перспективах и своей поездке в Израиль в качестве музыканта прославления Тимур поделился с нами.
Как появилась ваша группа «Фимiам»?
Мы познакомились в реабилитационном центре, в котором проходили реабилитацию от наркотиков. Нам было по семнадцать-восемнадцать лет на момент знакомства. Нас сблизил Бог и общая любовь к музыке. В нашем сердце родилась мечта: проповедовать через музыку. Пройдя реабилитацию, мы остались в церкви «Дело Веры» в Ижевске, где играли прославление. Но кроме прославления у нас была еще и рок-н-ролльная программа. Через полтора года мы поняли, что просто играть – это еще не результат. Надо повышать свой уровень. Мы все пошли учиться игре на инструментах. За год-полтора мы подняли наш уровень игры, сыгрались как команда, добились хорошего, плотного звука.
Ты прошел через реабилитационный центр. Как ты пришел к Богу? Почему до покаяния сидел на наркотиках?
Сколько себя помню, я всегда знал, что есть Кто-то, как говорил мой дед, — Высшая Сила – Тот, Кто управляет всей Вселенной. Было такое размытое, эзотерическое представление о Боге. Причем к этому пониманию я пришел сам. Помню, однажды я смотрел на звезды, и никак в моей голове не укладывалось, что Вселенная и время бесконечны. Вот тогда я и пришел к выводу, что есть Некто, Кто за гранью моего понимания. И помню, я тогда подумал — действительно есть Кто-то там за краем Вселенной.
Помимо этого меня с детства сопровождали разные знамения. Помнишь, как в фильме «Брюс Всемогущий», когда Брюс ехал по трассе, Бог обращался к нему из рекламных баннеров. Также и ко мне Бог обращался через разные жизненные ситуации.
В тринадцать лет я познакомился с ребятами из соседнего двора — все они были старше меня года на три-четыре. Они курили марихуану. Не прошло и месяца, как я вместе с ними вовсю раскуривал это зелье. Я постоянно говорил себе — это безобидно. С помощью этого я, мол, расширяю границы своего сознания, расширяю кругозор. Жизнь коротка, и необходимо попробовать все! Самый идиотский лозунг. Помимо всего прочего музыка, которую я слушал, — Led Zeppelin ,The Doors, The Beatles, Джимми Хендрикс, русские АукцЫон, Аквариум и другие команды — все они так или иначе были связаны с наркотиками. И, конечно же, мне хотелось походить на своих кумиров.
Чуть позже я начал читать Кастанеду — возможно не столько из-за интереса, сколько из-за того, что его читали мои друзья. Эти книги меня очень заинтересовали. Шаманские практики, которые описывались в этих книгах, будоражили меня. Нечто подобное я испытывал в своих наркотических опьянениях — особенно когда «перекуришь». Однажды я реально летал по комнате — очнулся в холодном поту от ужаса, когда увидел самого себя спящим в кровати. Было очень жутко. И таких ситуаций было много — когда в наркотическом опьянении ты соединяешься с духовным миром.
Чуть позже я попробовал опиаты. Вначале мак, потом героин. И вот тогда понеслось… Героин — страшная вещь, сколько человек он погубил. Я в буквально смысле стал его рабом. Мысли только о героине, вся жизнь проходит через призму «где в очередной раз достать деньги» — и все остальное отходило не то что бы на второй план — на 56 план. Главное — это опий и прострация, в которую впадаешь, и после хоть потоп…
В итоге я допрыгался, и меня закрыли в СИЗО на пять месяцев. Пока я пребывал в местах не столь отдаленных, сколь «заключенных», было много разных мыслей и переосмысливания. Мне говорили там – все, парень, ты попал; раз вступишь на эту дорогу и не сойти тебе с нее.
Но я понимал, что я не хочу так жить. Героин — это не мое, воровская тема тоже не моя… Меня закрыли в конце июля 2000 года. Отпустили из зала суда в январе. В первый же день я опять был под кайфом. Чем очень расстроил своих родных. Мне было тогда 17 лет. И тут я понял, что необходимо предпринимать кардинальные меры. Я чувствовал, как будто моя жизнь подходит к концу.
И вот однажды моя крестная позвала меня в церковь. Был февраль, утро, я на жестких «отходняках» приплелся, сел на задний ряд и… Прошло 12 лет.
Сейчас ночь, пишу эти строки. У евреев есть такая молитва » Благословен Господь Бог Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, поддерживал её в нас, и дал нам дожить до сего дня!» и сегодня именно эти слова звучат в моем сердце.
Какие у группы были перспективы? Ведь в какой-то момент нам всем показалось, что Фимiам вот-вот должен стать первой христианской группой, которая выстрелит на светской рок-сцене.
Наш друг начал помогать нам в качестве директора группы. Нас сначала заметили в Ижевске, где мы играли на разогреве у Lumen, Пилот, Кукрыниксы и Пикник.
Нас начали приглашать на разные христианские концертные тусовки, включая «Белые Ночи», где мы решили сотрудничать с нынешним главой российского EMA Сашей Бабичем и даже составили контракт. Все как полагается, с юристами.
Потом мы выступили на мега-фестивале «Эммаус», а в Твери играли с Кастой, Дельфином и Tequilajazzz в рамках фестиваля против наркотиков «Поезд в будущее».
Подошло время подписыватьть контракт, и мы уже были готовы подписать его второпях, на капоте автомобиля, но отложили до следующего раза. Потому что решили, что контракт надо подписывать в нормальных условиях, это дело спешки не любит. Но следующий раз так и не наступил.
Что стало причиной?
Причин было несколько.
Возможно потому, что лично у меня был неправильный подход к делу. У нас была цель, но мы не ставили конкретных задач на каждый день. Все надо было делать быстро и эффективно. Либо все, либо ничего. Либо пан, либо пропал. Мы стали слишком самонадеянными, остановились и начали катиться назад, хотя должны были ежедневно работать на износ. Сегодня такое время, если ты хочешь добиться конкретного результата, ты должен двигаться каждый день, делать то, что приближает тебя к определенной цели.
Мы делали концерт в клубе «Вавилон». Я хотел получить качество, потратил кучу времени на сведение аудио и на монтаж видео, но этот концерт увидели единицы. Мы выпустили релиз, мало кому известный сегодня. Также мы записали аудиоальбом и потратили на него непозволительно много времени. В погоне за качеством мы упустили драгоценное время. Сегодня такое время, когда нужно все делать максимально качественно за максимально короткий срок.
Слишком много времени мы потеряли, надеясь на других людей, на какие-то связи и возможности. Лично я думал, что можно расслабиться, а эти люди нам помогут… И я понял, что это иллюзия. Это действует абсолютно во всех сферах жизни. Никто к тебе не придет и не скажет «О-о-о, вы такие крутые парни! Прямо сейчас мы откроем перед вами все двери». Ты должен сам пробиваться, искать, стучать, просить, снимать, писать, договариваться о концертах -“приложится ещё больше тому, кто уже имеет”. Я думаю, ты понял, откуда это. Ещё есть поговорка, что под лежачий камень вода не течет.
Насколько мне известно, вы тогда распались. Но как вам удалось сохранить Фимiам до наших дней?
Нас осталось трое. От нас ушел бас-гитарист, и это была моя самая серьезная ошибка. Внутри коллектива были некоторые проблемы, о которых я не буду рассказывать, и Димыч ушел из-за них — это наша вина. Этого можно было бы избежать, как-то договориться, но когда ты стремишься к цели и идешь к ней, бывает так, что начинаешь шагать по головам, переступать через людей, и в моем случае получилось именно так. В общем, это долгая история, могу сказать только одно — нет ничего ценнее, чем люди, все остальное пыль.
Потом в Питер уехал наш клавишник Артем. Мы остались вдвоем с Виталяном (ударником). Я помню тот день, когда мы с ним были у меня дома, и он сказал мне: «Давай больше не будем играть». И тут я понял, что группы нет. Помню, когда он уехал от меня, я вышел на улицу и просто бродил как в пустоте. Было такое ощущение, будто из меня вырвали кусок мяса. Видимо, я по натуре человек впечатлительный, меня это настолько “впечатлило”, что я шел по улице как пьяный. И внутри у меня был всего один вопрос — что дальше? Вместе с парнями мы играли семь лет, я “поставил” на Фимiам все ресурсы — время, финансы, надежды. И в один момент — бах! — и ничего нет. Думаю, тот, кто сталкивался с подобной ситуацией, поймет меня.
Моим утешением было поклонение Богу и жена. Я также продолжал служить в церкви лидером прославления (хотя мне не нравится этот термин). Я также продолжал писать песни. Мой друг детства играл в нашей команде поклонения на бас-гитаре. Я предложил ему играть в Фимiаме. Потом мы познакомились с одним молодым барабанщиком…
С тех пор прошло четыре с половиной года. Все эти годы мы притирались друг к другу, сыгрывались, играли прославление и репетировали репертуар Фимiама.
На сегодня наш состав таков: ваш покорный слуга — гитара, вокал, Артем Хамзин – клавиши, Алексей Грачев – бас-гитара, Игорь Соломенников — барабаны.
Хотя Артем живет в Москве, а мы в Ижевске, все равно мы вместе пишем альбомы, играем концерты, снимаем видео.
Как вы относитесь к современной христианской музыке: кто виноват и что делать?
Я не сильно слежу за христианской музыкой, потому что мне не интересно. Христианская музыка в постсовке для меня сегодня утопия. Это отдельная история. И, в общем-то, это риторическая тема.
Мне бы хотелось, чтобы у нашей христианской музыки повысилось качество. Я вот, к примеру, беру американское прославление, его приятно слушать, потому что очень чувствуется серьезная работа саунд-продюсера, все качественно. У нас же пишут, в основном, как попало. И по большей части это похоже на самодеятельность. Я как музыкант не могу такое слушать.
Когда мне было тринадцать, я впервые услышал The Beatles. Для меня это была революция, и я считаю, что я вырос на очень хорошей музыке. И представь такую картину: приезжаю я в ребцентр — никогда не слышал до этого христианской музыки! Включаю магнитофон — и тут же от ужаса выключаю. Это был шок.
И там же в ребцентре помню первое, что меня потрясло до глубины души – это альбом группы Дружки «Иди, лети». В особенности песня Around the Sun, которая мне напомнила Лу Рида. Альбом делал Игорь Быстров (Parks), кстати, очень талантливый автор и исполнитель, чья музыка имеет своего слушателя в Европе и США.
Стоит ли христианским командам вообще лезть в светский рынок?
Если есть внутреннее откровение, то стоит. Но это путь воина!
Позволят ли христианским группам петь песни с христианским посылом на светской сцене?
Позволят, но завуалировано. Прямые тексты петь никто не даст. Но к этому надо относиться нормально. Шоу-бизнес, на то он и шоу-бизнес.
А если конкретнее. Что ждет христианина на светской сцене в реальности, как ты думаешь?
Не так давно мы обсуждали эту тему с нашим клавишником Артемом, что группам, которые поют христианские песни а ля «Хоп-хей-ла-ла-лей, скорей живую воду пей» на светской сцене делать нечего. И я с ним полностью согласен. Не потому, что они поют заведомо плохие песни, но потому, что людям, которые сидят в зале, это абсолютно по барабану. Эти слова их пугают. У людей аллергия на это. Но я считаю, выход из этой ситуации все-таки есть.
Если, допустим, команда чувствует внутри себя потенциал, и в сердце реально горит огонь проповедовать через музыку, то, во-первых, нужно сделать свою музыку и свою игру максимально качественной, с красивыми жизненными текстами, которые будут цеплять человека до глубины души. (Как это сделать — это отдельная история)
А во-вторых, можно просто играть и не позиционировать себя со сцены как евангельские христиане. Но после концерта, когда смотаны все провода, зачехлены инструменты, выходите из клуба, идите к себе домой и будьте светом этому миру — не словами, а делами докажите, что вы другие, что у вас другие жизненные стандарты. Все курят и пьют, а вы нет. Все ведут фривольный образ жизни, а вы нет. И пусть это будет искренне и неподдельно!
И если команда реально будет играть так, как в той песне “Знаешь, Джонатан, — это дар , разжигать в сердцах пожар ревом бешеных гитар”, обязательно появятся фанаты , и среди этих людей будут те, которые подойдут к вам и скажут — “расскажи мне о твоём Боге”
Чем занимаются участники группы?
Наш клавишник Артем живет в Москве и работает звукорежиссером в театре Армена Джигарханяна. Еще он играет в группе «Сухие». Они вот-вот должны выступить в программе «Вечерний Ургант».
Наш бывший ди-джей играет со Смоки Мо и Бастой. Игорь — барабанщик учится, бас-гитарист работает, я служу в церкви на постоянной основе и помимо этого работаю.
Ты был в туре по Израилю, как все прошло?
Я ехал туда не как представитель Фиамiама, а как музыкант прославления. Израиль перевернул всю мою жизнь. До поездки в Израиль мне казалось, что мне чего-то не хватает в духовной жизни. Бог начал указывать мне на Израиль. До поездки туда мне было все равно, типа, ну, Израиль и Израиль, и что? Но когда я поехал туда, я понял, что это не просто место, это почти центр действа Священного Писания. Вот читаю я книгу Исаии и понимаю, что вся она пропитана Израилем.
Я проехал почти весь Израиль, был в городах, куда туристы не ездят. Я был на границе с Сектором Газа и на границе с Ливаном. Я убежден, что Бог собирает свой народ со всех концов земли, о чем вы можете прочесть в книге Захарии. Время язычества заканчивается. Сегодня в Израиле много людей, верующих во Христа. Эта поездка обогатила мой духовный мир, мое творчество. У израильтян особенное понимание Писания, которого нам не хватает.
Расскажи о своих творческих планах.
Раньше у меня была мечта завоевать весь мир. Но юношеские годы прошли. Мне уже не двадцать лет, а почти тридцать. Конечно же, мы хотим, чтобы наши песни услышало как можно больше людей.
Вообще я хочу играть музыку, которая будет вдохновлять людей.
Ты проснулся утром в мрачном настроении, что-то, допустим, не клеится, какие-то проблемы — человек включает песню, и ему снова хочется жить, завоевывать, стремиться к чему-то хорошему, добиваться цели, жить!
В иудаизме есть такое понятие как исправление мира. Бог исправляет мир, который потерял себя после грехопадения. Для этого и пришел Мессия. И каждый человек, в котором есть дыхание, призван к тому, чтобы вместе с Творцом исправлять мир на том месте, где он находится. Пусть мы не можем исправлять весь мир, как могут U2, но мы можем это делать на том месте, где мы находимся.
Стас СОРОЧИНСКИЙ
Фото: Килин Андрей