В последнее время образ Иисуса все чаще появляется во всех сферах нашей культурной жизни – литературе, кино, средствах массовой информации. Библию в качестве прецедентного текста мы узнаем даже в рекламе. С одной стороны, это не может не радовать верующего человека. А с другой, – вызывает определенные опасения.
Имя Христа во все времена ассоциировалось с какой-то вечной, непреложной истиной. Даже тот, кто не признает Его Богом, соглашается с Его великой ролью во всемирной истории. И теперь, в период расцвета массового текста и плюрализма, Истина об Иисусе подвергается всесторонней обработке каждым заинтересованным сознанием.
В голове у мирского потребителя современной литературы и публицистики Иисус представляет собой винегрет из образов. Такие кусочки как бабушкина икона, уроки литературы и истории в школе, ужастики про вампиров, проткнутых осиновым крестом, и философские трактаты о равноправии религий во вселенском равновесии энергетических потоков создают особый «вид бога», о котором вроде много знаешь, но ничего конкретного. Современная литература заливает непосвященные умы океаном лжи. Или полуправды, что порой еще хуже.
Однако постмодерн проложил дорогу к читателям и христианам. Постмодернистский акцент на самовыражение в христианском творчестве несколько трансформируется. Христианское творчество – это не просто самовыражение. Это, прежде всего, выражение Бога в себе и себя в Боге.
Иисус – это то, что объединяет нас. И Он же отличает нас друг от друга, ведь стать как Иисус не означает быть как все. Со делаться «по образу и подобию» Божьему значит стать личностью, индивидуальной и неповторимой. И еще творцом. Так, значит, да здравствует постмодерн и литература как средство выражения Его!
Надежда Корочкина