Безусловно, праздник Пасхи является великим светлым праздником для христиан всего мира, к которому по-разному пытаются приобщиться даже те люди, которые совершенно не причастные к христианской церкви. В эти праздничные пасхальные дни христиане по-особому пытаются подчеркнуть смысл и значение страданий, смерти и воскресения Христа в исторической и эсхатологической перспективах. Приветствие «Христос воскрес» и ответ «Воистину воскрес» — провозглашение самой великой победы во вселенной, победы над смертью. Праздник, как правило, приобретает массовый характер. Казалось бы, все проходит на высокой мажорной ноте. Но есть одно обстоятельство, которое наводит на определенные размышления.
Когда Христа вели на Голгофу, как отмечает евангелист Лука (Лк. 23:27), то «шло за ним великое множество народа». Рейтинг популярности Христа, без всякого сомнения, был самым высоким на тот период, вне зависимости от того, насколько позитивно или негативно относились к Нему люди. Его присутствие, где бы Он ни находился, не могло остаться незамеченным. Толпы людей с их нуждами нередко истощали силы Христа.
И вот вновь великое множество народа, пришедшего на очередной праздник Пасхи в Иерусалим, следует за Ним. «Великое множество народа» — какая силища, мощь, способные все повернуть вспять! Какая консолидация, единство, устремленность! Вот они, творцы истории! Вот сейчас-то грянет гром! Но евангелист Лука очень метко охарактеризовал роль и состояние народа. Христа распяли римские солдаты; начальники и старейшины народные в это время насмехались, воины глумились и делили Его одежды, разбойники, распятые по обе стороны от Него, пытались вести со Христом непростой предсмертный диалог.
А чем был занят народ в это время? «А народ стоял и смотрел» (Лк. 23:35). Что, сработала жестокая правда неизменной потребности человечества в «хлебе и зрелищах»? Да, еще какое зрелище! Сам Бог на кресте. Народная толпа превратилась в громадный безликий сгусток бессмысленной злости, оцепенения, горделивого опьянения и безумия. Единая, серая, бездушная, жалкая масса…
Сегодня мы можем оправдывать тех людей ввиду их бессилия, растерянности и неожиданности от всего, что происходило, можем все списать на пресловутый «фактор толпы». Наверное, окажись мы в той толпе, вели бы себя так же. Даже как-то и судить их не хочется. Тем более, Христос молил Небесного Отца простить их (Лк. 23:34) Так мы думаем… В чем-то мы, наверное, и правы.
Но полезнее для всех нас было бы взглянуть на современную ситуацию. Не просто на народ, а на Церковь. Из моих наблюдений Божий народ все еще стоит и смотрит. Смотрит на церкви, ища, где лучше, теплее, веселее, богаче, влиятельнее, «пафоснее» обстановка. Смотрит на пастора — его жизнь, семью, служение, здоровье, духовный рост, благосостояние и так далее. Ведется тщательное наблюдение за ростом церкви, ее общественной деятельностью и влиянием, непоколебимостью догматов.
Замечено, однако, что из всей современной многочисленной армии Христа лишь 10 — 20% живут активной духовной жизнью, построенной на библейских принципах, и только 2% членов церквей приводят других людей ко Христу. К большому сожалению, Библия не читается или читается слишком мало и поверхностно; мы забыли, как молиться по-настоящему, свидетельствовать о Христе, исполняться Духом Святым, быть в тесном общении с Богом, посвящая Его во все сферы нашей жизни: будь то работа, обучение в школе или институте, отношения с друзьями, личная жизнь (а не просто посещение церкви в воскресный день).
Пусть же в светлый праздник Пасхи воскресший Христос обновит наш народ, который не будет впредь стоять и смотреть!
Пусть сила воскресшего Спасителя сопутствует всякому, кто положил себя на алтарь служения Господу Богу и окружающим. Да будет благословен всякий, кто не является статистом в жизни, как тот народ, который только «стоял и смотрел»!
Самойленков Сергей Николаевич
Пастор церкви ЕХБ «Логос»
Типичная, к сожалению, воскресная проповедь.
К сожалению, потому что много «воды» и очень мало искренности.
Докатились до оценки состояния душ людей в процентах…(
Да, действительно типичная воскресная проповедь в духе бесконтекстного неосмысленного натягивания текста на действительность. Видимо автору очень понравилось слово «статист»..
Мария, ученики и последователи, стояли и смотрели.. Прежде всего потому что не в силах были что либо изменить. Потому что сказано было им о том, что сему надлежит быть… Смирение народа перед волей Всевышнего, созерцания смерти, осмысление жизни..
Может быть так?
Может не стоит в двусмысленной антисемитской надутости упрекать еврейский народ в «статичности»? Может стоит вчитаться в текст, Сергей Николаевич?
И себя спросите как нибудь, когда смотрите очередные трагические новости по телевезиру, а сами вы не наслаждаетесь ли этой самой ролью статиста?